Теургия — Жреческая Магия
«Божественные причины не вызываются к действию нашими мыслями …[которые] должны быть [применены] … как вспомогательные причины. То, что по-настоящему пробуждает божественное — это сами божественные знаки. Так деяния богов возмущают сами себя и не получают от подчинённых существ никакого толчка для надлежащего проявления силы. Я рассуждал об этих вещах так долго, чтобы вы не полагали, будто вся сила теургического действия происходит от нас…«
(Ямвлих. «О египетских мистериях»)
Одной из важнейших областей Взывательной магии является Теургия («божественное дело», от греч. θεός, «бог, божество» + греч. όργια, «обряд, священнодействие, жертвоприношение»), направленная на заключение союзов между магом и богами с целью увеличения силы мага.
Происхождение Теургии относится к временам халдейских и персидских магов и древнеегипетских жрецов. В обеих колыбелях цивилизации — Шумере и Египте — искусство воздействия на божетства было развито чрезвычайно широко. Теургией занимались и некоторые из неоплатоников, именно Ямвлих и Прокл в эллинистический период, а в позднейшее время — многие из европейских магов и мистиков. В позднейшей теургии ритуалы стали использоваться для осуществления слияния личного Эго с Волей Бога (богов).
Однако в изначальном значении, принятом древними языческими цивилизациями, теургические операции были направлены именно на заключение союза, но не на поглощение божеством человека.
Важное свойство богов, замеченное древними теургами, заключалось в том, что единственным способом прямого проявления воли богов в нашем мире являются так называемые «силы природы«, для непосредственного же личного контакта человека с богом необходимо создание особых условий. Именно на создание этих условий, в которых божество может проявиться не как «двигатель» природных сил, но как личность, и были направлены теургические мероприятия.
Фактически, в Египте и Шумере религия являлась Теургией. Божества не просто почитались, их сила активно привлекалась для изменения действительности в желаемом направлении. Люди, способные таким образом «перенаправлять» энергии божеств, образовали жреческое сословие, главной задачей которого как раз и стало изменение проявлений божественных сил.
Многие египетские магические тексты не просят помощи богов, как о милости, но требуют ее, приказывают богам помогать, ссылаясь на собственную божественность. Иногда богов вовсе не призывают, но просто приказывают опасности устраниться, ставя самих себя в положение Бога:
«Я — Тот, изобретший и создавший целебные средства и письмена. Приди ко мне, ты, живущий под землей, явись передо мной, великий дух! Если я не буду знать всего, что таится в душах всех египтян, греков, сирийцев и эфиопов, всех народов и племен, если я не буду знать всего, что было и что должно произойти, если я не получу объяснения об их обычаях, трудах и жизни, об их именах и именах их отцов, матерей, сестер и друзей, а также именах умерших, то я волью кровь черного в ухо собаки, лежащей в новом, не употреблявшемся сосуде; я положу это в новый котел и сожгу вместе с костями Осириса; громким голосом назову его, Осириса, который был в реке три дня и три ночи, который был вынесен в море течением реки».
Само собой разумеется, что такая магия, которая действует с помощью самих богов, не могла употребляться на что-нибудь злое. Поэтому египетская магия была тайной, ревностно хранимой жрецами; они строго следили за тем, чтобы она не проникла в народ. В некоторых главах «Книги мертвых» строго запрещается совершать при свидетелях описываемые там церемонии, даже отец или сын покойника не могли присутствовать при них. Поэтому строго наказывалась каждая попытка завладеть священными магическими книгами или употреблять их для нерелигиозных целей.
В одном древнем папирусе содержится обвинение против пастуха, которому посчастливилось украсть одно из священных сочинений и тем самым наделать много несчастий. После перечня всех преступлений, причиной которых был этот человек, приговор говорит коротко и ясно: «он должен умереть».
В современной магической языческой традиции под Теургией понимается весь комплекс активных ритуальных действий, направленных на получение божественной помощи в каком-либо деле.
От теологии, науки об именах и природе богов, Теургия отличается своим действенным, практическим характером: она – реальный опыт со-действия с богами; и она – все, что служит такому со-действию.
В теургии сочетаются божественное действие и человеческое усилие. Боги не подчиняются человеку, они действуют по собственному произволению, но, в то же время, их деятельность можно перенаправить в желаемом русле, если «договориться» с богами и не вызвать их гнев.
Взывательные ритуалы, направленные на это заключение союза с богами, отличаются рядом особенностей.
Во-первых, они больше, чем другие виды Магии, требуют особой подготовки, изменения природы человека — то есть Посвящения. Жреческие посвящения — это не просто «кастовость», желание выделиться, это реальная подготовка, необходимая для того, чтобы взаимодействие с Силами, намного превышающими человеческие возможности, не нанесло вреда человеку, это своего рода защитное действие. Даже монотеистические религии сохранили жреческое сословие для проведения теургических операций, которыми, конечно, являются «богослужения».
Во-вторых, как видно из слов Ямвлиха, вынесенных в эпиграф, Теургия требует особых знаков, символов и предметов. К важнейшим таким предметам служит Капь — изображение или предмет, которое является проводником личности божества, проявляющегося в теургическом действии. В отличие от современной «абстрактной» религии, взывания к языческим богам бессмысленны без материального проводника их силы — образа, Капи.
В — третьих, взывательная практика, особенно теургическая, всегда должна учитывать возможность «отказа» божества или даже его гнева. Она несравненно менее императивна, чем вызывания. Жрец должен понимать, что риск навлечь гнев богов для него весьма велик, поэтому теургические ритуалы должны быть ещё более тщательно продуманными, а подготовка к ним — более основательна, чем в случаях вызываний.
В новейшее время, особенно с лёгкой руки «Золотой Зари» теургические операции стали считаться чуть ли не самыми безопасными видами Магии, и в современной оккультной литературе Теургии приписывается роль практики, направленной на личный духовный рост и сближение с божеством. Однако мы видим, что в действительности это не так. Боги не терпят легкомысленного обращения с собой, их сила настолько велика, что может травмировать психику и даже физические проводники человека безо всякой злонаправленности, просто в силу несоизмеримости.
Ямвлих предупреждает, что
«Жрецы, совершая теургические действия, могут вызывать к себе эти существа [богов], но при этом и нарушается общий порядок мироустройства«
Поэтому если взять наиболее общее и потому наименее полное и содержательное определение, то теургия — это заповеданное богами совершенное жреческое служение.
Очень важно, что жрец стремится влиться в Божественную волю и правильно в ее рамках действовать, то есть, он как бы влияет на Божественность в том смысле, в котором бог хочет от человека, чтобы он влиял на Божественность, а не просто в качестве борьбы с богом или для своих низших целей.
Недаром Теургия была «последней частью жреческой науки«, преподававшейся в древних мистериях. Римский император Тулл Госилий даже поплатился своей жизнью, когда вздумал приобщиться к священным таинствам, записанным в книгах теурга-императора Нумы, в этот момент он был убит ударом молнии.
Хотеть можно многова да путёвых людей мало, но и пробивать путь к намеченой цели одному не с ноги-уединись с богами и иди к светлому(всему тому к чему приведёт многих)!
«…то есть, он как бы влияет на Божественность в том смысле, в котором бог хочет от человека, чтобы он влиял на Божественность…» . Полностью согласен. Я уверен, что Маги не рождаются просто так. Сама Природа и Великий Дух порождают Их для самопознания.
Уважаемый Эмеркар, как по вашему мнению, можно ли провести параллель между статусом богов индийского, греческого или нордического пантеона со статусом библейских архангелов. Например, бога Шиву с архангелом Михаелем.
И если да, то является ли в таком случае их соответствие не просто сходностью статусов, но и сходностью сущности. Т.е., например бог Шива, бог Один, бог Нептун и архангел Михаэль (подборка имен была интуитивной) являются одним лицом, а их различие исключительно определенны традициями самих народов.
Понимаю что вопрос совсем не простой. Если у вас не будет ответа на него, то пожалуйста так и скажите, туманный ответ здесь ничем не поможет.