Тело и сознание
Несмотря на то, что Магическое мировоззрение всегда старается придерживаться «срединных воззрений» и не впадать в крайности, представление о том, что мир является продуктом описания, часто приводит к отрицанию его реальности, а идея того, что сознание для своего проявления, локализации обязательно нуждается в теле – нередко низводит сознание к продукту мозга. Потому среди магов, как и вообще среди людей, можно встретить как крайних этерналистов, так и материалистов.
Мы уже говорили, что с точки зрения Традиции идея того, что где-то отдельно от тела существует некое «идеальное сознание», «высшее я» — так же ошибочна, как и представление о том, что сознание порождается игрой электричества или медиаторов в мозге.
Для того, чтобы уберечься от этих крайностей, процесс перехода сознания к актуальному существованию, проявлению, правильнее было бы называть «конденсацией», а для описания соотношения Единого и его дифференциального проявления адекватнее пользоваться не распространенным сравнением с каплями дождя, падающими в океан, а с шариками льда, плавающими на его поверхности. Действительно, хотя градина, шарик льда – это та же вода, что и в окружающем ее океане, она все-таки отделена от всеобщего особенностями своего состояния, которое невозможно просто «отменить» или «проигнорировать».
Другими словами, локализуясь, сознание приобретает свойство отдельности, которую невозможно отменить простым отрицанием. Просто провозгласить свою «единоприродность» со Всеобщим – еще не означает реализовать ее, а потому Магия настаивает на необходимости существенных усилий и значительной работы для преодоления этой отдельности.
К сожалению, большинство «просветленных» или «реализованных мастеров» просто придумали свое «просветление», и хотя эта фантазия и помогает им снизить уровень своего локального страдания и даже может благотворно влиять на окружающий мир, она не является освобождающей, распространяясь лишь на ограниченные во времени и пространстве обстоятельства. Конечно, мы можем внушить себе идеи «недвойственности», «внеэгоистичности» или «погруженности в настоящий момент», и это вполне может иметь значительный терапевтический потенциал, однако не имеет ничего общего с реальным Путем развития.
Как утверждает рассматриваемый нами Миф, с одной стороны важно понимать, что, перейдя от непроявленного Единства к проявленной раздробленности, сознание не просто изменило свой «взгляд», оно изменило форму своего существования, и сделало это не по глупости или ошибке, но – в ключе реализации собственного стремления к самопознанию. А потому просто «обратный переход» не является ни тривиальным, ни – желанным. Традиция вводит понятие Плеромного, реализованного Единства, противопоставляя его непроявленному (Айн). Соответственно, для перехода от непроявленной потенциальности и проявленной реализованности требуются усилия, время, энергия.
С другой стороны, так же важно видеть, что, переходя от самобытия к самопознанию, Единое входит в «воплощенное» состояние, и выражение, что «у Бога нет других глаз, кроме твоих, и нет других рук, кроме твоих» — не метафора, а вполне буквальное описание. Другими словами, не бывает сознания самого по себе, бывает лишь сознание, проявляющееся в теле (в самом широком смысле этого понятия), а потому любая «работа с сознанием» подразумевает и «работу с телом». «Ясный Свет», «Йехида», природа абсолютного сознания, открывается ему лишь в момент смены тел, и лишь на мгновение, быстро затмеваясь воплощающими его опорами.
Наконец, третий важный факт, который нужно понимать, состоит в том, что за бесчисленные периоды воплощений локализованный поток сознания накапливает огромную инерцию отдельности и омраченности, для преодоления которых требуется значительное количество энергии. Другими словами, индивидуальное сознание – это не просто «шарик льда на воде», это очень сильно замерзший лед, растопить который весьма непросто. Поэтому, изучая пути Мастеров прошлого, можно убедиться, что «просветление за три дня» — не более, чем терапевтическая уловка или маркетинговый ход.
В целом, для Магии как мировоззрения и технологии важнейшим следствием рассмотренного взгляда является физическая ориентированность ее практик, использование широкого арсенала инструментов и опорных точек. Маг работает над всей целостностью своего существа, развивая проводники и актуализируя потенции своего потока сознания. Только при таком холистичном подходе возможно добиться действительного и непреходящего освобождения сознания – по какому из путей бы оно ни шло – исчерпания, отфильтровывания или перерождения.
Чтобы быть магом одной жизни мало,вы вероятно потомственный.