Структура Древа
Как мы уже не раз обсуждали, каждый замкнутый, целостный объект мироздания может быть описан как совокупность десяти «базовых» свойств, сефирот. В своем «вертикальном виде, схеме йошер, Древо сефирот может быть рассмотрено несколькими способами:
- Как «вертикальная» триада Столпов (др.-евр. гимель кавим),
- Как динамическая система, проявление Тетраграмматона, и
- Как совокупность трех триад сефирот, активность которых выражается в итоговом поле Малхут.
С точки зрения «вертикальной полярности» Древо жизни делится на правую, левую и среднюю части. Сефирот правой части — Хокма, Хесед и Нецах — символизируют свойство давать (которое считается мужским), а сефирот левой части — Бина, Гебура и Ход — символизируют желание получать, считающееся женским. Также правую часть связывают со светом (кдуша), а левую с тьмой (тума) и темными силами (ситра ахра). Считается, что в ходе своего «исправления», тиккун, человек должен достичь йихуд — горнего соединения мужского и женского божественных начал. Йихуд позволяет Шехине, отделенной от Бога и «сокрытой» в сотворенном мире, воссоединиться со своим источником — «Святым, да будет благословен Он», то есть с трансцендентным Айн Соф. Причина этой отделенности Шехины и остановки «потока» (шефа) божественной энергии, изливающейся в земной мира, — эгоизм, грехи людей. И, напротив, альтруизм, «свойство Света», праведность человека открывает путь к воссоединению и откровению Божества.
Как Четвертичная структура, Древо включает «Арих Анпин», «Большой Лик» — находящийся за Высшей завесой Кетер и его Сияние, который не является элементом Тетраграмматона, как говорят, он символизируется «точкой над Йод», обозначая трансцендентальный источник творения, и четыре «лика» — парцуфа: Отца и Мать (Аба вэ Има) – Хокма и Бина, соответственно, выражающий активный (Йод) и пассивный (Хе) принципы, «Малый Лик» (Зеир Анпин), включающий шесть «средних» сефирот с «сердцем» в Тиферет и «органом активности» в Йесод и выражающий андрогинный принцип Вау, и «невесту» («Нукву», слово означает женский орган) – Малхут, принимающую в себя «семя» Зеир Анпин и служащую полем его роста и проявления. Слово «шефа», которым на иврите обозначается Божественный Свет, также означает мужское семя. Название каждого «лика» указывает на то, что сефира, из которой он развился, превратилась в систему из десяти «включенных» сефирот, также организованных по схеме йошер.
Наконец, как совокупность трех триад и Малхут, Древо выражает тот же тетраграмматический принцип, однако несколько в другом аспекте. Первая («высшая» Триада – Кетер, Хокма и Бина выражает «прямой» треугольник активности, принцип духа, который затем проявляется в двух «перевернутых» треугольниках, воспринимающих его энергию – «творящей» и «сотворяемой» имманентностях, а они, в свою очередь, последовательно отражаясь друг в друге, находят «уплотнение» и физическое проявление в «нижнем мире» Малхут.
Поскольку Древо изображает порядок прохождения Света через (и «сквозь») сосуды, его постепенной «убыли» и модификации, каждый принцип проявляется в двух аспектах – «пропускающем», который, собственно, символизируется сефирот, и «отфильтровывающем», который соответствует клиппот. Способность каждой сферы «перенимать» свойства Света считается «благой», божественной, а ее «эгоистическое» стремление поглотить Свет – рождает «демонические» проявления. Кроме того, в Древе эти две силы проявляются как сила единства (Мезла), проявление Света, и сила отдельности (Нахаш), формирующий «границы» сосудов (собственно, чем жестче такая граница, тем меньше Сосуд может воспринять свойства Света, тем неохотнее «делится» Светом, откуда и взялось само слово «клиппот» — «скорлупы», оболочки»).
Поскольку «отфильтровывание» Света реализуется путем его частичного отражения, должен быть механизм, обеспечивающий «изменение направления» Света. Однако сама природа Света такова, что его единственное стремление — наполнять сосуды, Свет — это чистая экспансивность, а потому он не может просто «отвернуться» от сосуда, как бы тот ни пытался его отразить своим Экраном. Единственный способ изменить направление Света — это предоставить Ему другой, более аттрактивный сосуд, а потому суть «ограничивающей», затеняющей активности клиппот и состоит в их повышенной аттрактивности, что на обычном уровне и воспринимается как хищничество, их поглощающая активность.
Соответственно, как мы уже обсуждали, не вполне верно разделять «Древо жизни» и «Древо смерти», сефирот и клиппот, а правильнее было бы рассматривать каждый принцип в этих двух аспектах, аспекте «содействия» Свету и «противодействия» ему.
В аспекте Света, сефиротическом аспекте, каждый принцип, конечно, имеет тетраграмматическое проявление, и в нем можно найти:
1) проявление самой природы света, излучающий, «эманационный» уровень (это уровень так и называется – «эманации», «Ацилут» ивр. האצילות), традиционно обозначаемый соответствующим Священным Именем, то есть – элементом присутствия Божества в каждой сфере. Строго говоря, принцип Ацилут относится к «Свету как таковому», еще без его прямого взаимодействия с сосудами, и соответствует «точке над Йод Тетраграмматона). Уровень Ацилут утверждает унитарность объекта, его сущностную самостность, «объект в себе».
2) проявление творческой активности Света, его экспансивности и стремления к проявлению (аспект «Брия», ивр. עולם האידהנ , «мир творения»), причем для каждой сефиры ее собственный творческий аспект выражается особой, так называемой «архангельской» силой. Уровень Брия отмечает появление первичной двойственности, субъект-объектные отношения, очерчивает принципиальные возможности взаимодействия объекта как с собственными аспектами, так и со своим окружением.
3) проявление взаимодействия природы Света и природы сосуда (так называемый «принцип формы»), то есть – «дозирование Света в соответствие с особенностями сосуда (аспект «Йецира», (ивр. עולם היצירה , «мир создания»; «мир образования форм»). Он выражается в «воспринимающих» творческих потенциях «природы творимой» и символизируется так называемыми «ангельскими чинами», то есть – совокупностями активных элементов, преобразующих инертную среду;
4) проявление «воспринимающих способностей» сосуда, его умения и желания принимать (и отражать) Свет (аспект «Асия», ивр. עֲשִׂיָּה, «мир реальный»). Этот аспект символизируется «душами» (ишим, ашим (אשים), то есть – продуктами «одухотворения материи», осознанного бытия.
5) проявление свойств сосуда как такового, его свойства среды, поля, в котором проявляется активность Света (аспект «Среды», А-зе, ивр. הזה העולם ; «этот мир»)
Эти принципы можно обнаружить как в каждой сефире, так и в Древе в целом, при этом к Ацилут (Миру Прообразов) — относится Кетер. К Бриа — Хокма и Бина, Великие Отец и Мать. Мир Формирований — Йецира — состоит из шести центральных сефирот: Хесед, Гебуры, Тиферет, Нецах, Ход и Йесод. Миру Асия, соответствует сефира Малкут, а мир А-зе соответствует «почве», из которой Древо растет.
С практической точки зрения важно понимать, что, поскольку сефиротическое строение имеет любой объект или целостный процесс (включая заклинания и другие виды магической практики), рассмотрение его со всех указанных позиций позволит добиться наиболее сбалансированной, а значит – эффективной структуры.
Добавить комментарий