Социальная смерть мага
Мы уже много раз говорили, что на определенном этапе развития самосознания Маг сталкивается с очевидным фактом ложности мироустройства, ошибочности базовых принципов картины мира и фальшивости мотивов существования в этой картине. В этот момент маг переживает своего рода «кризис середины жизни», однако намного более серьезный, часто сопровождающийся болезнями и депрессиями, и приводящий к необратимому изменению его сознания. Фактически, мы имеем полную аналогию с процессом умирания — так же, как в смерти происходит последовательное разрушение проводников сознания, обеспечивающих процесс осознания данной картины мира, так же и в этом «кризисе» происходит крушение самой картины. Однако определенная разница всё-же есть. В случае «физической» смерти процесс разрушения происходит в результате исчерпания возможностей существования сознания в картине мира, и «инициатива» разрушения исходит от самой «картины». Иными словами, это Мироздание «вытесняет» ставшее бесполезным сознание за свои пределы. В случае же «кризиса» Мага инициатива разрушения сосуществования сознания и «старого» мира исходит от самого сознания, которое уже не может воспринять иерархические отношения ценностей, установленные в этом мире.Состояние освобождения от различных ролей, отношений, от мира и от самого себя — это форма символической смерти. Это хорошо известно различным духовным системам как главнейшая цель внутреннего развития. Смерть «эго» может происходить постепенно, на протяжении длительного периода времени, а может случиться внезапно и с огромной силой.
Кроме того, фальшивость картины мира в определенный момент становится до того очевидной, что может привести к полному разрушению существа человека, если оно было слишком тесно связано с этой картиной, то есть — к физической смерти. Однако если маг готовился к таком событию, если он последовательно проверял мировые принципы на прочность, он к моменту крушения мира уже достаточно разотождествлен с ним, и позволяет пройти крушению мира без разрушения потока своего сознания.
Среди таких «подготовительных» процедур можно упомянуть древние институты Мистерий и «кризис посвящения» шаманов.
Языческие мистерии были сопряжены с Великой тайной. Туда допускались только люди особо посвященные, профаны не только не допускались, они не могли даже знать, что там происходит. В мистериях обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» посвященных, «приобщившихся» к божеству путем соприкосновения с ним. Восточные и античные мистерии чаще всего связаны с культами умирающих и воскресающих богов плодородия; в Греции заметен антагонизм между аристократической религией «олимпийских» богов и мистериями Деметры и Персефоны, богинь земли. Древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания. Мистерии включали ритуалы, совершение которых само по себе должно было привести к увеличению количества Силы и сделать человека господином и владыкой духов, которые его окружают. Иными словами, мистерии были направлены на расширение восприятия, его выход за пределы социального мифа, а значит — на социальную смерть посвящаемого, который, увидев (в символической, драматической или мистической форме) ограниченность обыденного мира, больше не мог полноценно существовать в этом мифе.
В отличие от мистерий, в которых человек сознательно шел на символическую смерть с надеждой на будущее возрождение, шаманский «кризис посвящения» мог застать человека врасплох. Тогда столкновение с необходимостью перехода было мучительным. Эти страдания могли как обрушиться на них неожиданно во время кризиса посвящения, либо шаманы сами сознательно шли на страдания во время периодов уединения и аскетизма. Шаманский кризис посвящения начинается как драматическое, нарушающее привычный жизненный уклад беспокойство. Дальнейший опыт включает в себя визионерские переживания спуска в подземный мир, нападения демонов и нечеловеческих мук и испытаний, за которыми следуют умирание, новое рождение и восхождение в небесные сферы. В течение этого времени будущий шаман может испытывать широкий спектр крайних эмоций и вести себя самым необычным образом. В результате этих процессов у шаманов наблюдается радикальный сдвиг во взглядах на мир и свое место в нем. Снабженный качествами, которые обычно присущи только духам и духовным сущностям, восстановив связь с сакральным посредством своих контактов с «мудрыми людьми» и «приносящими жизнь», шаман теперь действительно имеет «глаза, которые видят» и «уши, которые слышат». Шаманское посвящение — это смерть ограниченного образа мысли или образа жизни.
Сопротивление таким изменением и распад нормальной структуры существования всегда были неотъемлемой частью трансформационного процесса. Поэтому они образуют по крайней мере некоторые аспекты любого ритуала посвящения. Отторжение нового и неведомого — обычная человеческая реакция. Вместе с тем, хотя в процессе такой символической смерти меняется само существование самым фундаментальным изменением является скачок от трехмерного к многомерному восприятию и опыту. Меняется Миф, парадигма существования, и эта новая парадигма уже никогда не станет такой императивной, каким был старый, привычный, социальный миф. Память о переходе, скачке, о крушении мира поможет всегда осознавать, что любой, даже самый широкий и совершенный миф — это описание реальности, которая выше слов и форм.
Благодарю Вас:)
удивительно, насколько легче, когда понятно, что происходит.
спасибо
уже не первый раз нахожу толковый материал у вас в блоге. спс, забираю цитировать на форум.
Энмеркар, скажите, а социальная смерть предполагает полный (или почти полный разрыв с обществом)? Если да, то, например, как выживать магу в социуме? На какие средства существовать, чем зарабатывать на жизнь?
Сам процесс социального умирания действительно предполагает такой разрыв. Но, разорвав связи, маг может и вернуться в общество — ведь оно уже не имеет над ним власти. А может — так и остаться отшельником, это дело индивидуального выбора.
Да, всё верно.
Сам переживал такой разрыв в течении полугода почти не выходил из дома, а сейчас вернулся к жизни в обществе (это значит имею контакты с людьми, а не уход в общественный разврат).
О разрыве..а как же зарабатывать на жизнь,как в таком случае общаться с людьми? Ведь это не отьемлемая часть социума,как такового.У многих есть семьи,дети..родители. Абстрагироваться от всех это разве выход? Магия магией,а кушать хочется всегда…или я не прав?
«Социальная смерть» — это не бегство в пустыню, не монашество. Она означает только, что общество, его законы и условности, не имеют над магом той власти, которую они имеют над обычным человеком.
Общение с людьми — это не обязательно принятие тех правил игры, по которым они играют.
И зарабатывать на жизнь обязательно надо. Это только художники могут быть голодными. Воины должны быть сытыми. Голодные воины — плохие воины — у них не будет сил на сражения.
Хороший материал, спасибо.
хорошая статья, спасибо!
В Вашем блоге я прочитал,что маги старались привлечь к себе людей способных к накоплению силы.Могу ли я сам определить,способен я или нет к накоплению силы.Если нет,то могли бы вы мне сказать?
Хотелось дополнить.Я почему то думал,что любой человек,как осознающее творение, живущее в мифе творца способно к накоплению силы.Возможно я ошибался.
Нет, конечно, Вы не ошибаетесь — принципиально к развитию сознания — накоплению Силы — способен каждый человек. Но, как и любая другая, эта способность может быть выражена по-разному у разных людей.
Завершающая стадия дестабилизации системы,
с точки зрения синергетики (Апокалипсис)
Что такое режимы с обострением?
Нелинейные системы подвержены иногда сверхбыстрым процессам. Здесь работает не обратная, а прямая связь. Обратная связь имеет стабилизирующий эффект, т.е. заставляет систему вернутся к состоянию устойчивости. А прямая связь приводит систему в нестабильное состояние. На первый взгляд, это – прямой путь к разрушению системы. Но на самом деле неустойчивость – условие развития, потому что стабильные системы как бы застывают.
Что такое катастрофа?
Это резкое изменение величин, которые характеризуют систему за конечное время. (Эти системы могут быть как физическими или химическими, так и экономическими или социальными). Катастрофы всегда вызываются режимами с обострениями.
Наконец, есть процессы самоорганизующейся критичности. Они представляют собой универсальный механизм катастроф.
Синергетика установила, что режимы с обострениями (катастрофы) возникают и развиваются без каких-либо воздействий извне.
Повторим универсальную модель катастроф, созданную синергетикой на богатейшем опытном материале из области физики, химии, биологии, экономики и социологии. И в основе модели лежат строгие математические уравнения.
Изложим модель на словах – потому что это важно для понимания перспектив не только России, не только цивилизации, но и для будущего всех живущих на Земле.
Весь процесс катастрофической динамики укладывается в семь стадий:
В стадии первой происходит некая мутация, которая изменяет алгоритм, программу существования одного из важных элементов системы. Этот элемент динамизируется. В системе кольцевой причинности появляется напряжение.
Стадия вторая. Напряжение кольцевой причинности разрешается через взаимодействие «возбужденного» элемента с другими элементами системы. Изменение алгоритмов как бы перекидывается и на другие элементы, ускоряя их динамику. Наступает резонанс и возникает динамический фактор. Перемены начинают опережать динамику целой системы.
Стадия третья. В ней система пытается спастись, загасив динамический резонанс и вернуться в исходное состояние. Она силится использовать фактор кольцевой причинности. Но ей не удается остановить изменения в элементах.
Стадия четвертая. В системе наступает диссонанс – когда система распадается на острова – паттерны(1) с различной динамикой, и это разрушает основу основ системы – ее гиперцикл и систему кольцевой причинности. Теперь система не может бороться с энтропией и хаосом – она из последних сил пытается удержать связи внутри себя.
Если на первой и второй стадиях систему можно было назвать развивающейся в рамках режима обострения, но на третьей и четвертой стадиях она перешла в режим жесткой турбулентности. Уже невозможно привести в гармонию разные элементы системы, которые существуют как бы в разных временах и даже мирах. И стартует процесс самоподдерживающейся критичности.
Пятая стадия. В ней теряется пропорциональность, сбалансированность и гармоничность. Редко вырастают издержки, связанные не с развитием, а с простым функционированием системы. Теперь вся энергия уходить на то, что бы просто поддержать систему. Все больше информации, вещества и энергии не перерабатывается, а утекает из системы.
В шестой стадии катастрофы рвутся связи между элементами и подсистемами. Исчезает гиперцикл, больше работает кольцевая причинность.
Наконец наступает седьмая стадия катастрофы – распад элементов. Система умирает в наступившем хаосе. Она погибает иногда целиком. И иногда нет – если одному из элементов в процессе распада удается самоорганизоваться. Тогда она может стать прародителем новой системы, начать сборку из материала окружающего хаоса. И постепенно эта новая система структуризирует окружающий беспорядок «под себя». Но если этого не происходит, сложное обращается в простое, на место прогресса приходит деградация. Кольцевая причинность заменяется простыми (линейными) зависимостями. Наступает эпоха победившего хаоса, мрака и «белого шума». Энтропия побеждает информацию.
(1) Паттерн – совокупность, целостность взаимосвязанных процессов, идущих с одной скоростью (например: в нынешней цивилизации таким паттерном выступает – экономика).