Слышен ли голос сердца?
Актуальное прочтение Закона, сформулированного в начале XX века великим Магом, говорит, что Путь достижения освобождения заключается в том, чтобы слушать свое сердце и делать то, что оно велит.
При этом нередко возникает множество вопросов, касающихся и того, что именно нужно «слушать», и как это делать, и как идентифицировать слышимое, понять, верный ли «голос» воспринимается.
Для того, чтобы разобраться с этими вопросами, для начала выясним, что же Миф называет «голосом сердца».
Закладывая фундамент Магии Нового времени, Основатели «Золотой Зари» развили и расширили хорошо известное с давних пор представление о возможности и необходимости контакта «дневных» слоев сознания с его основой, глубинными (или, что оказалось идентичным — верхними) его слоями.
Как метод «установления» этого самоадминистрирования сознания они избрали Ритуал Абрамелина, дополненный значительно переработанным и видоизмененным эллинистическим «Зовом Безголового», что и дало хорошо известный и практически канонизированный к середине XX века путь «Достижения Знания и Собеседования«.
Подобных способов за время своего существования различные Традиции выработали немало, но нечасто можно встретить такое безусловное требование данного шага, как ключевого элемента Пути.
Так или иначе, но Мифы сходятся в двух позициях: во-первых, далеко не все порывы, стремления и влечения, возникающие в сознании, коренятся в нем самом, и, во-вторых, возможно (и, при стремлении к развитию — необходимо) выдифференцировать в этом множестве импульсов те, что принадлежат основной, изначальной, сущностной природе данного индивидуального потока сознания.
При этом именно реализация таких эссенциальных стремлений рассматривается как Путь к достижению «целевого», полностью актуализированного, а потому — освобожденного — состояния сознания.
Соответственно, успешность развития определяется во многом именно «правильным выбором» и ранжированием импульсов, возникающих в сознании, как подлежащих реализации, замене или трансформации.
Для того, чтобы произвести такую классификацию, нужно, во-первых, идентифицировать максимальное количество импульсов (это достигается метамышлением — самонаблюдением, рефлексией), и, во-вторых, установить их происхождение.
При всей кажущейся очевидности с обоими этими шагами нередко возникают сложности.
Первая проблема заключается в том, что очень часто люди не хотят себя познавать. Чаще всего это нежелание возникает как результат неприятия результатов рефлексии из-за их несоответствия принятым образам и критериям «настоящего себя»: сознание пытается проследить свою «изнанку», обнаруживает множество импульсов, не укладывающихся в его образ себя, и решает игнорировать/отрицать ряд стремлений или влечений. При этом нередко «под раздачу» попадают и другие, еще не полностью идентифицированные стремления, «за компанию», из опасения, что и они окажутся не втискивающимися в прокрустово ложе этого образа «себя».
Аналогичные проблемы возникают и на следующем шаге, когда сознание признает «своими» те импульсы, которые укладываются в его критерии, и «чужими» — те, что этим меркам не соответствуют. При этом природа и источники самих критериев часто выносятся за скобки и не подвергаются либо вообще никакому анализу, либо этот анализ происходит поверхностно.
Поэтому для того, чтобы научиться «слушать свое сердце», для начало нужно учиться слушать все «голоса», говорящие, кричащие и шепчущие в сознании, то есть — обнаруживать максимальное количество импульсов — стремлений и влечений, присутствующих в потоке сознания. При этом очень важно не вовлекаться в течение таких импульсов, независимо от степени их привлекательности и силы, сохраняя «наблюдающее» состояние метасознания.
Именно эта способность часто называется «свидетельствованием» в современной «околодуховной» литературе и лежит в основе таких Традиционных подходов, как, например, Дзен-буддизм, а также отражена в знаменитом герметическом требовании: «Познай самого себя».
Менее очевидным является следующий шаг — по идентификации источников обнаруженных импульсов.
Традиционно возможно два подхода к этой идентификации — «дедукционный» и «индукционный».
Первый подход (примером которого и является упомянутый выше Ритуал Абрамелина и другие способы Поиска Видения) сводится к трансцензусному переходу сознания на уровень, где всевозможным загрязнениям нет места, и рассмотрение импульсов с этих позиций, то есть, собственно, обнаружение своей «истинной воли».
Второй подход предполагает поочередное отбрасывание чуждых импульсов, проверку оставшихся, снова «выбраковывание» и так далее, пока не останутся лишь «незамутненные» чужеродностью импульсы. По сути, этот подход сводится к Внутренней гоэтике и заключается в «испытании» и «вопрошании» , а потому требует значительных навыков во внутренней честности, а также знаний и классификаций всевозможных дестракторов, развивающихся в потоке сознания.
Фактически, Традиционно Гоэтике учатся именно с целью подобной постепенной внутренней дистилляции. На практике это обычно означает попытки реализации всех созревших импульсов, с постфакт-регистрацией их результатов, поскольку реализованный импульс уже не «маскируется», и доступен для анализа на предмет своей эволюционной ценности, гармоничности с остальной системой и энергетической наполненности. То есть, три вопроса, которые следует задать себе после реализации стремления/влечения, таковы: 1)стал ли я сильнее от этой реализации (то есть, расширились ли мои внутренние возможности)? 2)стал ли я гармоничнее (то есть, уменьшились ли внутренние противоречия)? 3)было ли это использованием энергии или ее рассеянием (то есть, открылись ли новые перспективы)? В случае, если ответы на все эти вопросы положительны, следует попытаться вспомнить состояние, в котором был идентифицирован данный импульс и занести его в категорию «предположительно сущностное», а в случае, если ответ на хотя бы один из вопросов — отрицательный, то состояние следует считать «условно чуждым», причем обе гипотезы следует перепроверить в дальнейшем. Таким образом, постепенно можно максимально идентифицировать то состояние сознания, в котором рождаются эссенциальные импульсы, и отсепарировать его от тех состояний, которые соответствуют рождению чуждых влечений.
В любом случае, путь к развитию не лежит через подавление импульсов, но через их реализацию, идентификацию, анализ, что в дальнейшем выливается в контроль за их возникновением на стадии зарождения через контроль за состояниями сознания.
При этом ключевым моментом является максимальная тотальность самопознания, самонаблюдения и саморегистрации. Проблемы возникают тогда, когда в сознании остаются «темные уголки», не охваченные метасознанием, поскольку именно в таких затененных областях обычно и гнездятся чудовища.
Очень нужная статья, уважаемый Энмеркар. Спасибо!
Уважаемый Энмеркар! Вашему сайту 10 лет! Поздравляю! Хочу, чтобы вы были счастливы!
Присоединяюсь к вышенаписанным комментариям. Спасибо,Энмеркар