Руны и Путь. Третий Атт
Итак, Путник, преодолевший соблазн одиночества, превращается из Воина Света в Воина Духа, в нем зажигается огонь сострадания вместе с духом жертвенности. Эта стадия символизируется Руной Тейваз.
Если на стадии Совелу победы Воина были над собой и абстрактными силами, то на стадии Тейваз борьба конкретизируется и противники проявляются. Однако помимо состязательного духа, проявляющегося на этой стадии, Тейваз придает потребность в наставнике и ученике. Если на прошлых стадиях ученик был всего лишь ведомым, то на уровне Тейваз он начинает учиться активно, учиться у мира, у Силы, и, если повезет — у Учителя. Одновременно с этим возникает и потребность в дальнейшем течении Силы, и это уже не «синдром Неофита», как на стадии Ансуз, это осознанная необходимость, направленная на предотвращение застоя Силы. На стадии Тейваз достигает максимума дисциплина путника, он перестает ощущать внутренние трения и противоречия, он готов к битве и безупречно вступает в неё. Так же, как Феху зародил огонь в душе, Хагалаз разрушил этим огнем старое существо, Тейваз начинает использовать этот огонь для обогрева окружающих, проявляет его вовне. Опасность стадии Тейваз заключается в желании отдать всего себя, излишней жертвенности. И только понимание того, что живой воин может лучше помочь, чем мёртвый, помогает избежать безрассудства. Результатом успешного прохождения этого этапа является формирование непривязанности к результату битвы, умение делиться этим результатом.
Такое осознание рождает в путнике потребность заботиться, оберегать и защищать, устранять препятствия не только на своем пути, но и ещё на чьём-то. Отчасти это подобно желанию уровня Гебо, однако Руна Беркана, соответствующая этой стадии, придает ей не столько поверхностный смысл (как это было на уровне Гебо), но глубинное,изначальное значение. Оказывается, что желание оберегать кого-то, заботиться о ком-то является прямым условием течения Силы, поскольку возможности её применения для себя уже исчерпаны, а Сила возрастает только от использования. Опасность стадии Беркана заключается в замене желания заботиться желанием покровительствовать, потребность в передаче Силы может проявиться в снисходительном, высокомерном отношении к тем, кому эта Сила передаётся. Избежать этой опасности можно, осознав потребность в заботе как свою потребность, а не потребность того, о ком заботятся (он может и не догадываться, что ему нужна эта забота). Результатом такого гармоничного прохождения этой стадии является возникновение питающей силы, как одной из необходимых форм проявления.
Следующий шаг ведёт к возникновению равноправного партнёрства. Путник понимает, что забота — это хорошо, но и совместный Путь — необходим. Он начинает стремиться к дружбе, взаимной отдаче совместной битве. Стадия Эхваз, соответствующая этому стремлению, характеризуется рождением представления о гармонии не только с миром и с собой, но и с другим человеком, другим Путником. Доверие и сотрудничество становятся такими же необходимыми условиями Пути. Если на стадии Тейваз возникает потребность защищать, на стадии Беркана — оберегать, то на стадии Эхваз возникает потребность в плече Друга, совместной битве. Опасность данной стадии заключается в неправильном выборе спутника, и преодоления возможно лишь в случае убеждения в его (Попутчика) верности. Результатом эффективного прохождения стадии Эхваз является формирование способности к общению в самом широком и глубоком смысле этого слова, способность к сотрудничеству и равновесной гармонии.
Именно умение сотрудничать переводит Путника на следующую стадию — стадию Манназ. На этом уровне межличностные отношения делятся на несколько кругов, отличающихся удалением от центра — личности Мага. Упорядочение своего окружения, понимание того, с кем вместе идти, о ком заботиться, кого защищать, кому показывать Путь, а кому стараться не мешать, позволяет структурировать социальную сферу, в которую вернулся возродившийся во Втором Атте Маг. Для такого упорядочения требуется развитие особой, социальной, интуиции, понимание мотиваций окружающих и видение их Путей. Опасность этого этапа состоит в формировании вокруг себя эгрегора — вампирической социальной сущности. Избежать этого можно, если относиться к своему ближайшему окружению, как к своей семье, где все связаны со всеми не единой осью эгрегора, а взаимным током сил. Результатом успешного прохождения уровня Манназ является формирование Магической семьи — поля, в котором сила Путника проявляется максимально свободно.
На этом этапе потенциал Воина реализован в максимальной степени. Теперь задача заключается в выведении «из тени» подсознания последних прячущихся там врагов. Сформировав своё внешнее поле, Путник вновь погружается вглубь себя для наведения окончательного порядка там. Это состояние символизируется Руной Лагуз. В своём погружении Путник встречается с архетипическими структурами, живущими глубоко в Бессознательном, и выводит их на поверхность. Можно сказать, что задачей этой стадии является распространение Сознания на всю область Бессознательного. Опасность такого углубления заключается в последней атаке Тьмы, отчаянно стремящейся вернуть себе господство если не на поверхности, то хотя бы в глубинах существа Мага. Силы разрушения, стоящие перед угрозой полного изгнания, понимают, что им нечего терять и могучим цунами обрушиваются на Сознание. Результатом поражения в этой битве может быть или потеря рассудка или переход Мага на сторону хаоса за один шаг до полной победы. В случае же успешного преодоления этой стадии Маг обретает полный контроль над собой, своими мотивами и движущими силами.
Использование этих движущих сил выводит на поверхность новый источник проявления, фонтаном бьющий из глубин существа Путника. Этот «духовный оргазм» символизируется Руной Ингваз. В Маге начинает созревать потребность к новому переходу, к выходу за рамки человеческого, пусть и преображенного, но всё еще ограниченного существования. Именно извлеченная на уровне Лагуз внутренняя энергия служит трамплином для этого скачка. Маг достигает состояния бога, пока еще — земного бога, и готовится к переходу. Он уже «созрел» и готов к дальнейшему Пути за пределы известного. Однако опасность этой стадии состоит, как ни парадоксально, в предыдущих стадиях, завязавших связи, которые могут начать быть балластом, сострадание к тем, кто не сможет идти дальше может затормозить переход. Поэтому Магу предстоит решить, с кем он отправится дальше, а кого придется оставить тут, то есть сформировать свой, теперь уже замкнутый, круг.
Этот круг, «свое поле», символизируется Руной Отила. Эта Руна, Руна Оберегаемой свободы, требует твердого установления границ своей Вселенной. Вместе с тем, Маг осознаёт себя как звено в мировой цепи Путников, часть из которых идет сзади, а часть — уже покинула этот мир, и продвижение его является условием (и, вместе с тем, проявлением) движения всей этой Цепи. Поэтому Маг готовит для тех, кто не может продолжить с ним Путь, наследство — Силу, знания, советы и методы, накопленные им. Эта передача является обязательным условием. Без неё Путь не реализован, Маг обязан оставить наследство, завязать новое звено цепи, иначе она порвётся, увлекая и его самого, и тех, кто с ним, в бездну хаоса. Опасностью этой стадии является разделение имущества Мага, вызванное ошибками с выбором наследников и ведущее к ослаблению Магической Цепи. Успешное же преодоление данного этапа приводит к окончательному установлению формы закона бытия именно данного Мага, его собственного вклада в Проявление Силы.
Завершается этот виток Спирали Бытия Переходом, символизируемым Руной Дагаз, началом нового дня, нового витка на уровнях, недоступных человеческому сознанию. Полное преобразование существа Мага, его выход за пределы плотного бытия — это очередная победа в бесконечной войне Света и Тьмы, Сознания и хаоса.
Конечно, предложенная выше трактовка Рунического Строя не является единственно возможной. Скорее, это лишь пример того, насколько универсален это строй, насколько полно он описывает процессы, происходящие повсюду. Другие трактовки могут помочь углубить это понимание и подсказать новые нюансы бесконечной Мудрости Рун.
Прохождение Рунного цикла можно рассматривать в большем или меньшем масштабе: стадии, Руны можно считать целыми жизнями, можно — большими этапами жизни, а можно — и отдельными фазами становления. От этого ничего не меняется. Внутри спирали всегда заключена спираль- и, проходя Большой цикл жизнь за жизнью, Вы проходите меньший цикл за одну жизнь, в течение которой еще меньшие циклы повторяются несколько раз. Главное, понимать, где Вы находитесь в данный момент, какие возможности для Вас открыты, а какие — закрыты.
Любая система или ситуация развивается спирально под действием энергий рун одного из аттов или одновременно всех трех? Ведь тот, кто встает на Путь (1 атт), одновременно подвергается действию законов (2 атт) и входит в связи (3 атт). Конечно, это грубо и приблизительно, но все же?
Возможно рассматривать воздействие аттов как последовательно, так и параллельно — в зависимости от цели описания.
Человек, никогда не слышавший о рунах, тем не менее находится под воздействием их энергий? Т.е. «разлиты» ли энергии рун везде?
Да, конечно, находится, просто называет эти энергии как-то иначе.
Правильно ли будет, что я весь свой путь могу разложить на атты ( как на выкройку), найти, где я нахожусь сейчас и «примерять» на себя следующую руну, как точку впереди на своем пути, активизировать какие-то ее составляющие?
Да, соотносить Путь с Футарком может быть очень продуктивным.
«Он начинает стремиться к дружбе, взаимной отдаче совместной битве.» Получается оба путника каждый разыгрывая свою партию заинтерисован в скорейшем прохождении стадий. Они оба должны осознавать прохожение стадий зависимость друг от друга, или достаточно одного ведомого?
Бра: Достаточно одного стремящегося к дружбе. Стремление одного ускорит прохождение этой стадии, раскрывая зависимость ведомого и ведущего.