Род-Вседержитель
Несмотря на то, что, как мы уже много раз говорили, понятие о Запредельном Творце Миров выносится языческими представлениями из непосредственного религиозного опыта, это представление, конечно, является изнанкой каждой мифологеммы, поскольку любое представление о Изначальной Двойственности коренится в идее Надмирного Единства.
Славянская языческая философия в этом смысле — не исключение. Фактически, единственной реальностью признавался именно Всевышний, который, переходя к сотворению Мира, мыслился в своем творческом аспекте — как Род-Вседержитель.
Всевышний, не имеющий даже имени, поскольку любое имя ограничивало бы Его бесконечность, рождая в себе Самопознание, превращается в Источник существования, «Родник» Вселенной.
Именно Род является высшей точкой синтеза Бытия и Сознания, поскольку Всевышний недоступен пониманию, и о Нем невозможно даже сказать, что Он есть, поскольку Бытие уже также есть ограничение. А вот Род — Первичный источник Бытия и Сознания, Великих Матери и Отца Мироздания, включает уже эти категории, хотя и не в явной форме, но лишь как Потенции.
Выступая Источником Мироздания Род — еще не Отец богов, эта роль принадлежит Сварогу, актуализирующему потенцию Сознания Рода. Род же не «порождает» в собственном смысле этого слова, он — Первоначало, из которого исходит порождающая сила Сварога и Лады.
Великий Дух, наполняющий все Мироздание, Род является источником существования как богов, так и природы, как человека, так и служебных духов, поскольку все формы Бытия и Сознания коренятся в Роде. Род проявляет Возможность Бытия и Возможность Сознания, и эти возможности далее реализуются в мировом процессе.
Западные славяне именовали Рода Святовитом, «Богом богов», и, видимо, именно Святовита изображал знаменитый Збручский Идол. И, вероятно, именно о нем летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году сообщал: «Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого Бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов«.
Добавить комментарий