Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Школы «Разума» и «Чувств» в Восточной Традиции

В прошлых разговорах мы обсуждали, что различные пути интеграции сознания и его опыта, ведущие, в итоге, к осознанию единства и целостности, на начальных этапах задействуют различные составляющие психики.

Точно так же, как все Западные пути развития начинаются с «прибежища» в чистом мышлении (Аполлоне) или глубинной эмоциональности (Дионисе), и лишь затем интегрируют их в зрелом Путнике (Орфее), на Востоке упор на различные стихии сознания приводит к великой дихотомии Вишну и Шивы, которые затем могут быть интегрированы или «растворены» в универсальном Брахмане.

И это касается не только индуистских школ, можно сказать, что по своему духу буддизм Махаяны ближе к вайшнавским школам, в то время, как буддизм Ваджраяны — к шиваитским. Действительно, в вайшнавизме бхакти (преданность) к личному Богу, например, Кришне или Раме, занимает центральное место. Аналогично в Махаяне, особенно на «народном» уровне значительное внимание уделяется бодхисаттвам, которые из сострадания к существам откладывают своё полное просветление, чтобы помогать другим. В частности, бодхисаттва Авалокитешвара, воплощение бесконечного сострадания, напоминает вайшнавские представления о личной милости Бога.  Кроме того, в  Махаяне присутствует и концепция «всеобъемлющего спасителя» в виде бодхисаттв, таких как Манджушри, Тара, или Будда Амитабха, чей Чистый Земной Рай (Сукхавати) напоминает вайшнавскую Вайкунтху — обитель Вишну. И Амитабха особенно близок вайшнавскому богу Вишну в роли милостивого спасителя.

Хотя махаяна в философии остается близкой к идеям пустоты (шуньяты), многие её традиции придают личностные черты Абсолюту через визуализации и поклонение бодхисаттвам. Это роднит её с вайшнавизмом, где личностный аспект Бога имеет центральное значение.

Ваджраяна же основывается на тантрических методах, которые развивались в индуистских тантрах, особенно в шиваитских. Она содержит общие с ними ключевые элементы: использование мантр, янтр, мудр, ритуальных визуализаций и работы с энергией. Практики, связанные с трансформацией страстей и сознания через шакти (энергию), напоминают тантрические шиваитские подходы. Кроме того, Ваджраяна широко использует символику объединения мужского и женского начала, например, в соединении Яб-Юм (отец-мать), что вполне соответствует шиваитской концепции единства Шивы и Шакти. Эта школа также уделяет большое внимание внутренним практикам, связанным с энергетическими центрами (чакрами), каналами (нади) и праной, что характерно и для шиваитской хатха-йоги и тантры. Как и шиваистская тантра, Ваджраяна использует ритуальные и символические практики, которые могут включать элементы, выходящие за рамки традиционных моральных норм (например, сексуальные практики, медитации на смерть, использование «грязных» символов). Такие подходы связаны с идеей трансформации всех аспектов жизни, включая темные стороны сознания. Как в Ваджраяне, так и в шиваизме божества рассматриваются не как внешние сущности, а как проявления универсального сознания или энергий, с которыми практикующий стремится слиться.

При этом Традиция Натхов (Nāthasaṃpradāya) объединяет элементы буддийской тантры, индуистской йоги и шиваитских учений, создавая синкретическую традицию, которая отразила богатство философских, религиозных и практических идей Индии. Натхи заимствовали многое из буддистской Ваджраяны, в частности, тантрические практики и идею использования тела и энергии для достижения освобождения. Например, принципы работы с энергией через внутренние каналы (нади), центры (чакры) и жизненную силу (прана) развивались в буддийской тантре и нашли отражение в практике хатха-йоги Натхов. Концепция Махамудры — «Великой Печати«, особенно популярная среди последователей Ваджраяны (особенно в школе Карма-кагью), оказала влияние на Натхов, а ее практические применения (в частности, Шесть Йог Наропы) — близки обеим Традициям. Нтахи также переняли подход к медитации, основанный на недвойственности сознания и реальности. Однако Традиция Натхов очень тесно связана и с шиваизмом, особенно с его тантрическими направлениями. Центральной фигурой в Натхах является Ади Натх (Шива), который воспринимается как Изначальный Гуру и источник всех учений. Натхи унаследовали от шиваитской тантры акцент на единстве Шивы и Шакти, а также практики, связанные с трансформацией энергии. В этой Традиции важное место занимает идея йогической реализации через хатха-йогу, также в значительной степени восходящая к шиваитским йогическим традициям. Натхи восприняли идеи адвайты (недвойственности), характерной для Адвайта-веданты Шанкары, но интегрировали её с телесно-энергетическими практиками.

Классификация школ индуизма и буддизма с точки зрения опоры на логику или интуитивно-эмоциональный способ познания может дать интересный взгляд на их подходы и методы. Представим попытку разделить школы, учитывая их ключевые принципы и акцент на рациональность или интуитивное восприятие.

1. Школы, основанные на логике и рациональном анализе

Эти Традиции делают акцент на логическом мышлении, эпистемологии (теории познания) и систематическом анализе реальности. Они стремятся объяснить мир и духовные явления через рациональные категории.

Индуистские школы:

Ньяя — Фокусируется на логике (тхарка) и эпистемологии. Эта школа определяет источники познания (праманы) и акцентирует внимание на рациональном анализе как средстве постижения истины. Она создает строгую логическую базу для философских и религиозных вопросов.

Вайшешика — развивает метафизику, основанную на атомизме, с рациональным подходом к устройству мира. Эта школа стремится объяснить природу объектов через категории, такие как дравья (субстанция) и гуна (качество).

Миманса — сосредоточена на интерпретации священных текстов (Вед), но делает это с логической точки зрения. Школа анализирует вопросы этики и ритуала через призму причинно-следственных связей.

Адвайта-веданта (в интерпретации Шанкары). Хотя Адвайта в целом ориентирована на недвойственность, Шанкара широко использует строгую логику, чтобы обосновать иллюзорность мира (майя) и единство Брахмана.

Буддистские школы:

Тхеравада — особое внимание уделяет аналитическим исследованиям природы страдания (дуккха), причинности и пути освобождения. Подходит к текстам Палийского канона с рациональной интерпретацией.

Мадхьямака (Нагарджуна) – важное место уделяет систематическому разрушению концепций через диалектический метод (прасанга). Она также включает логический анализ доктрины пустоты (шуньята) и взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада).

Буддийская логика (Дигнага и Дхармакирти) — Развивает теорию восприятия (праманы) и строгую логику, исследует природу познания, реальности и сознания.

2. Школы, основанные на интуитивно-эмоциональном способе познания

Эти школы делают акцент на непосредственном опыте, интуиции, эмоциональном восприятии мира и трансцендентном переживании, а не на рациональном анализе.

Индуистские школы:

Бхакти-движение (вайшнавизм и шиваизм) — основано на преданности (бхакти) и эмоциональной связи с Богом. Приверженцы этих Традиций считают, что любовь, вера и интуитивное чувство Бога превосходят логику.

Шайва-сиддханта – фокусируется прежде всего на милости Шивы как источнике освобождения, что требует эмоциональной вовлеченности и интуитивного понимания.

Кашмирский шиваизм — делает акцент на спонтанном переживании божественного через интуицию. Включает важную концепцию «спанды» (вибрации сознания), подчеркивает значение трансцендентного опыта.

Йога (Патанджали). Хотя Йога-сутры включают логические элементы, практика йоги в основном ориентирована на интуитивное постижение через медитацию и внутренний опыт.

Буддистские школы:

Школа Чистой Земли (Амитабха-буддизм) — основана на вере в силу спасения Будды Амитабхи и интуитивном стремлении к Чистой Земле. Эмоциональная вовлеченность и простота практик, особенно — повторение имени Амитабхи (Амитофо), делают её популярной среди верующих.

Ваджраяна — делает акцент на тантрических методах, визуализациях и спонтанных переживаниях. Алмазнаяя Колесница использует символизм и ритуалы для трансформации сознания, опираясь на интуитивное понимание.

Чань (Дзэн) – вообще отказывается от логического анализа в пользу прямого интуитивного постижения реальности. Практики дзадзэн и коанов направлены на разрушение концептуального мышления и пробуждение интуиции.

Йогачара (Читтаматра) — подчеркивает природу сознания и необходимость интуитивного осознания того, что реальность — это ум. С точки зрения этой школы, переживания медитации превосходят аналитический подход.

В целом, можно сказать, что в буддизме школы Шравакаяны чаще опираются на логику и систематический анализ, особенно традиции Вайбхашики и Саутрантики. Махаяна сочетает оба подхода: Мадхьямака и Дигнага-Дхармакирти больше логичны, тогда как Йогачара и Татхагатагарбха ближе к интуитивным и эмоциональным практикам. Ваджраяна же гармонично объединяет оба метода: строгую структуру практик и глубокую интуитивно-эмоциональную вовлечённость.

В индуизме же, несмотря на общность ключевой идеи бхакти (преданности), подходы к ней в вишнуизме и шиваизме различаются, и эти отличия во многом связаны с разной природой самих богов, их символическим значением и тем, как они воспринимаются в духовной практике.

Так, Вишну воспринимается, прежде всего, как Бог порядка, поддержания и гармонии. Он олицетворяет структурированную космическую деятельность (дхарму) и вмешивается в мир через своих Аватаров для восстановления равновесия. Поэтому преданность Вишну связана с верой в его милость, защиту и роль спасителя. Вишнуистская бхакти строится на тесной эмоциональной связи с Богом, воспринимаемым как близкий и доступный. Бог может проявляться в форме Рамы, Кришны или другого Аватара, с которым бхакта выстраивает личные отношения. Вишнуизм делает акцент на том, что спасение возможно благодаря милости Бога. Бхакта, полностью предавшийся Богу, обретает освобождение благодаря его защите.

Шива же — более парадоксальный бог, объединяющий в себе противоположности: разрушение и созидание, аскезу и страсть. Он воплощает хтонические и трансцендентные аспекты реальности, находясь за пределами структуры и норм. Соответственно, бхакти Шиве чаще предполагает глубокую личную трансформацию и принятие хаоса как неотъемлемой части духовного пути. Шиваитская бхакти требует от бхакты готовности принять все аспекты жизни — как светлые, так и тёмные. Преданность Шиве часто носит более личный, даже интимный характер. Шива воспринимается как внутренний гуру, который ведёт бхакту через внутреннюю трансформацию. Это отражает природу Шивы как бога, объединяющего созидание и разрушение. В отличие от вишнуистской бхакти, акцент в шиваизме делается на трансцендентную природу Шивы. Он часто воспринимается как божественное сознание за пределами человеческого понимания. Это выражается в шиваитской практике «самопередания», где бхакта растворяет своё «я» в высшей реальности.

При этом оба этих направления связаны с различными сторонами человеческой психики, что делает их особенно действенными и глубокими в трансформационном смысле.

Вайшнавизм задействует, прежде всего, «дневную», рациональную сторону психики с его акцентом на порядок, дхарму, структурированное поклонение и чётко организованную систему взаимоотношений между божественным и преданным.

В вайшнавизме эмоциональность бхакти часто структурирована через образы любви, дружбы или служения (например, мадхурья-бхакти в традиции Кришны). Эмоции направляются и дисциплинируются через строгие формы поклонения и поведения. Он подчёркивает коллективные аспекты поклонения и социальные нормы, что отражает работу сознательного разума, стремящегося к интеграции с обществом.

Шиваизм же ориентирован в большей степени на «ночную», иррациональную сторону психики, он оперирует с подсознательной стороной, связанной с хаосом, глубинными переживаниями, страстями и трансформацией. Это направление признаёт и принимает противоречия и тёмные аспекты человеческой природы.

Хтонические аспекты Шиваизма (медитация на кремационных полях, аскетизм, символика смерти) направляют к работе с неосознаваемым. В шиваитской бхакти эмоции менее структурированы, чем в вайшнавизме, и включают интенсивные переживания. Так, Шива может быть почитаем через спонтанные танцы (как и Его собственный танец), а бхакти предполагает глубокое внутреннее соединение с богом через медитацию или аскезу. Кроме тогго, шиваизм подчеркивает важность личной трансформации и индивидуального пути, что отражает работу подсознания, где происходит интеграция глубинных внутренних конфликтов.

В буддизме учения Сутры и Тантры можно рассматривать как выражение аналогичной двойственности, которая отражает разные стороны человеческой психики и подходы к постижению реальности. Подобно тому, как вайшнавизм и шиваизм представляют «дневную» и «ночную» стороны сознания, сутраяну и тантраяну в буддизме можно соотнести с рациональной и иррациональной, интуитивно-чувственной сторонами духовного опыта.

Так, Сутраяна (учения Сутр) включает фундаментальные буддистские учения: Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь, концепции непостоянства и анатмана (отсутствие постоянного «я») и практики медитации на внимательность (шаматха, випассана). Сутры основаны на логике, анализе и последовательном подходе к освобождению. Практикующие используют методы постепенного развития: сначала очищение поведения (шила), затем контроль ума (самадхи) и, наконец, развитие мудрости (праджня). Такой подход структурирован и предсказуем, что делает его опирающимся на «дневное» сознание, направленное на порядок и ясность.

Учения Сутр больше ориентированы на устранение страданий и достижение состояния покоя через следование установленным принципам. Они также уделяют внимание соблюдению строгой этической дисциплины, что укрепляет связь с социальной структурой и рациональным, упорядоченным подходом к жизни.

Тантраяна («Колесница» Тантры), особенно в форме Ваджраяны, составляет более эзотерическое направление буддизма, в котором используются мощные символические и интуитивные методы — мантры, мандалы, визуализации, ритуалы и особые энергетические практики. С их помощью Тантраяна работает с подсознанием, эмоциями и страстями. Она акцентируется на трансформации желаний, страхов и других мощных эмоциональных энергий —  в Просветление. Таким образом, она задействует «ночное» сознание, которое обращается к скрытым, неочевидным слоям психики.

В Тантраяне реальность понимается как проявление единства пустоты (шуньяты) и формы. Ее практики ориентированы на прямое переживание этого единства, что требует интуитивного и чувственного подхода. Кроме того, тантрические практики требуют глубокого внутреннего доверия к гуру и высокого уровня подготовки, так как они работают с мощными энергетическими потоками и символами, выходящими за пределы рационального. Это — подход ускоренного достижения просветления через интенсивную работу с энергиями тела и ума.

В целом, Сутраяна и Тантраяна представляют два полюса буддистского пути: первый помогает развить устойчивость, ясность и дисциплину, а второй — исследовать и преобразовать скрытые стороны ума. Сутры создают основу, без которой тантра может стать хаотичной или опасной. Тантра, в свою очередь, помогает выйти за пределы формального подхода сутр и достичь глубинного опыта.

С тенденциями «дневного» и «ночного» сознания, рационального и иррационального подходов в буддийской философии, может оказаться полезным сопоставление образов Ваджрасаттвы и Ваджрадхары – двух важных медитативных божеств буддистского пантеона. Эти два божества, представляющие разные аспекты Ваджраяны, выражают многообразные и глубокие принципы и энергии, которые можно связать с различными сторонами психики и духовного опыта.

1. Ваджрасаттва: Белый, дневной, рациональный, олицетворяет абсолютную чистоту и очищение кармы, что соответствует «дневной» стороне сознания, связанной с ясностью, очищением и упорядочиванием. Его белый цвет ассоциируется со светом, ясностью и осознанностью, что также подчёркивает рациональный подход к духовному развитию через анализ и самоконтроль.

Ваджра в его правой руке на уровне груди символизирует активное действие (метод, мужское начало, динамика) и подчёркивает роль активности и вовлечённости в очищении сознания. Колокольчик (гханта, дрильбу) в левой руке, находящейся в более расслабленном положении, символизирует мудрость (воззрение, женское начало, пассивная имманентность), но в данном случае его роль вторична, подчинена процессу действия. Такое расположение атрибутов подчёркивает акцент на активной трансформации и очищении. Ваджрасаттва «действует» ради очищения кармы и ума, готовя практикующего к более глубоким уровням практики. Этот жест символизирует гармонию между действием и мудростью, где действие преобладает, как основа практики на уровне сутраяны.

Таким образом, Ваджрасаттва представляет этап, на котором очищение и дисциплина становятся центральными в практике. Это соответствует рациональному, «дневному» сознанию, стремящемуся упорядочить и прояснить.

2. Ваджрадхара: Синий, ночной, иррациональный выражаетт ночное, трансцендентное и скрытое. Это аспект глубинного опыта, связанный с интеграцией подсознания и трансформацией. Его синий цвет отражает бесконечность и глубину, выходящую за пределы видимого и рационального.

Ваджрадхара является источником всех тантрических учений, выражая прямую передачу знаний, которая не требует логического объяснения, а опирается на интуитивное постижение. Его образ отражает на работу с энергиями, ритуалами и визуализациями, которые характеризуют тантраяну. Он – олицетворение трансцендентной истины, которая не ограничена рамками рационального мышления.

У него перекрещенные на уровне груди руки, держащие ваджру и колокольчик, что символизирует соединение мужского и женского начал, метода и мудрости, деяния и воззрения. Этот жест указывает на исходное единство, где активное (метод) и имманентное (мудрость) сливаются в недвойственности. Перекрещенные руки на уровне сердца символизируют, что активность и мудрость равнозначны и неотделимы. Такой подход соответствует тантраяне, где практика направлена на трансцендентное осознание единства всех противоположностей. Как йидам, Ваджрадхара представляет высший уровень сознания (самбхогакайю в дхармакайе), где разделение между действием и мудростью исчезает, а сам практикующий осознаёт их изначальное единство. Это соответствует «ночному» сознанию, которое охватывает глубины подсознания и трансцендентное единство.

Таким образом, можно сказать, что Ваджрасаттва как йидам выражает активную работу по очищению ума и кармы, необходимую для устранения препятствий на пути к более глубокому пониманию. Это соответствует первичным этапам духовного пути и работе с рациональной стороной психики. Ваджрадхара же представляет конечную цель практики — осознание изначального единства метода и мудрости, действия и воззрения. Он — олицетворение недвойственного понимания, которое интегрирует все аспекты бытия.

В целом можно сказать, что оперирование с «дневной» и «ночной» сторонами психики, опора на разум или чувственную сферу, является важным «пусковым» механизмом в духовной трансформации, которая затем постепенно вовлекает всю целостность психокососа, и, при правильном осуществлении, ведет к его интеграции, а затем – и к трансценденции, выходу за пределы условностей и двойственностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *