Школы и учения недвойственности
Современная околодуховная общественность очень часто использует слово «недвойственность» для придания возвышенного характера лености своего сознания, игнорирующего противоречия и избирательно воспринимающего лишь часть действительности. В связи с этим для серьезного Путника само слово «адвайта» становится синонимом профанации и лицемерия. В то же время, и сами школы недвойственного воззрения, и преодоление дуальности как таковое остаются важнейшими направлениями гармонизации и освобождения сознания.
В то же время, осознание недвойственности — это принципиальный и ключевой этап на любом пути духовного и интеллектуального развития, а потому оно прорабатывается во многих философских и религиозных традициях. Недвойственность как концепция утверждает, что видимые различия между субъектом и объектом, «я» и «не-я», материей и духом, божеством и мирозданием являются результатом ошибки или «сбоя» восприятия, в то время, как исходная или «истинная реальность» неделима и целостна. Обнаружение и переживание этого единства трансформирует сознание, разрушает ограничивающие концепции и открывает доступ к настоящему пониманию сути, основ и задач бытия.
С этой позиции становится понятно, что именно дуалистическое восприятие часто становится источником страданий: разделяя «я» и «других», сознание попадает в ловушку привязанностей, гнева, страхов и желаний, а осознание недвойственности помогает освободиться от этих ограничений.
Разные философские и религиозные школы предлагают многообразные подходы как к методологии понимания и переживания недвойственности, так и к ее описанию и осмыслению. Эти пути разработаны для различных типов людей, различных способов мышления и восприятия, помогая каждому искателю найти подходящий именно ему способ постижения себя и мира. При этом каждая из традиций интерпретирует недвойственность особенным образом, адаптируя её к своему философскому, религиозному и практическому контексту.
Широко известно, что на Востоке особенно значительными являются подходы и воззрения шести школ, постулирующих недвойственность в качестве своей основной концепции:
1. Адвайта-веданта.
Наиболее известный философ и систематизатор этой системы — Шанкара (Шанкарачарья, ок. 788–820 гг. н. э.). Именно ему принадлежат идеи о недвойственности (адвайте) как «истинной» реальности, в их наиболее известном виде. В частности, он утверждл, что только Абсолют, Брахман, реален, а мир — это иллюзия (майя). В то же время, Шакнара считал майю свойством Брахмана, а потому «мир без иллюзии» с его точки зрения невозможен. Его комментарии к Упанишадам, Бхагавадгите и Брахма-сутрам стали основой данной традиции. Шанкара переосмыслял и адаптировал древние ведические тексты и философию Упанишад, чтобы разработать свою сугубо монистическую систему недвойственности.
2. Вишишта-адвайта.
Вторая важная школа адвайты была не столь категорична в своем монизме. Эта школа сочетает элементы недвойственности с теизмом. Вишишта-адвайта, или Школа квалифицированной недвойственности, — была основана Рамануджаей (ок. 1017–1137 гг. н. э.), который утверждал, что хотя истинная реальность и принадлежит лишь Единому (Брахману), Он не абсолютно трансцендентален, а обладает некторыми познаваемыми или проявленными качествами (сагуна). При этом мир и души также в определенном смысле реальны, однако зависят от Брахмана как части его существа. Эта философия основана на комментариях к Брахма-сутрам и Вишну-сахасранаме.
3. Кашмирский шиваизм.
Третья школа, основанная на концепциях адвайты — так называемый Кашмирский шиваизм. Его основателем считается Васугупта (время жизни: ок. IX века н. э.), которому приписывается открытие основного текста это й традиции — Шива-сутры. Философия данной школы сосредоточена на недвойственности сознания (Шивы) и его самопроявлении через энергию (Шакти). Таким образом, реальность в этой школе воспринимается как проявление универсального сознания — Шивы. Мир в этой традиции не иллюзорен, а является выражением энергии (Шакти), неотъемлемой от Абсолюта. Концепция спанды как пульсации сознания отражает недвойственность статичного и динамичного.
Еще один влиятельный систематизатор кашмирского шиваизма — Абхинавагупта (ок. 950–1020 гг. н. э.). Его работы, в частности, «Тантралока», объединили философские, тантрические и йогические аспекты шиваизма, а также оказали огромное влияние на индуизм как религию и индийскую культуру вообще.
4. Буддизм Махаяны.
При этом все новые школы индуистской мысли (веданта, санкхья/йога, ньяя/вайшешика, миманса) сформировались под влиянием буддизма — либо заимствуя у него, либо — в полемике с ним.
Нагарджуна (ок. 150–250 гг. н. э.) , основатель школы Мадхьямака («Срединный путь«), сыграл центральную роль в оформлении буддизма как строгой философской традиции. Его концепция шуньяты (пустоты) систематизировала учение о взаимозависимом происхождении (пратитья-самутпада), утверждая, что все феномены лишены собственной сущности и стала центральной концепцией махаяны. Он также применил строгий логический анализ для демонстрации невозможности устойчивого существования как сущностей, так и несуществования, утверждая недвойственность реальности.
Адвайта в учении махаяны проявляется в отрицании разницы между сансарой и нирваной, если осознана их истинная природа — пустота (шуньята). Другими словами, сансара и нирвана недвойственны, так как обе являются аспектами пустоты. Любое же разделение, включая субъекта и объекта, является заблуждением ума.
Большой вклад в развитие махаянской философии внесли также основатели школы Йогачара («Практика йоги«) — Асанга и Васубандху (ок. IV–V века н. э.). Асанга сосредоточился на развитии практик и философии сознания, а Васубандху в своих работах, в частности — Виджняптиматра-сиддхи — систематизировал философию только-сознания (читтаматра).
5. Ваджраяна
Хотя ваджраяна тесно связана с махаяной, её методы и философия оформились позже, с развитием тантрического буддизма, который интегрировал элементы практической работы с энергией, телом и визуализациями. Ваджраяна рассматривает мир как изначально чистую реальность, где недвойственность пустоты и формы переживается через тантрические практики, показывающие нераздельность «обычного» и «абсолютного» сознания.
Основатель тантрического буддизма в Тибете — гуру Падмасамбхава (ок. VIII века н. э.), объединил махаянскую философию с практиками тантры. Он считается проявлением будды Амитабхи, а также воплощением Ваджрасаттвы, и является основателем тибетской школы Ньингма.
В этой школе недвойственность не просто осознается, но непосредственно переживается через интеграцию медитации и повседневной жизни, где мир воспринимается как выражение природы будды (татхагатагарбхи).
Работы Нагарджуны также имеют важное значение для философии ваджраяны, особенно её акцентов на пустоте и тантрических методах.
6. Натхи
Традиция Натхов объединяет элементы недвойственности и тантры, но её оформление в качестве философской школы произошло позже махаяны и адвайта-веданты. Как и адвайта-веданта или кашмирский шиваизм, Натхи утверждают, что реальность является недвойственной. Однако их акцент делается на практическом осознании этой недвойственности через йогу и энергетические методы.
Основатель традиции Натхов – Матсьендранатх (ок. IX–X века н. э.). Его учение включает элементы хатха-йоги, тантры и шиваизма. Он считается автором тантрических текстов, таких как Кауларнва-тантра.
Самый влиятельный учитель Натхов, систематизатор их философии и практик — Горакшанатх (Горакхнатх, ок. X–XI века н. э.). Ему приписывают создание текстов по хатха-йоге и формирование Натх-йоги как традиции.
У адвайты Натхи заимствуют идею абсолютной реальности, находящейся за пределами дуальности, у кашмирского шиваизма — понимание энергии (Шакти) как проявления этой реальности, а также используют практики самопознания и созерцания, характерные для буддистских методов медитации.
Сравним основные характеристики этих школ:
Понимание недвойственности
Адвайта-веданта утверждает, что только Брахман является реальной основой всего, а мир — это иллюзия (майя). Согласно адвайте, атман (индивидуальное «я») полностью тождественен Брахману, и все различия являются результатом неведения (авидьи). Осознание недвойственности достигается через самовопрошание и философское размышление.
Вишишта-адвайта описывает реальность как недвойственную, но с особыми уточнениями, или «квалификациями«: согласно воззрениями этой школы, Брахман включает в себя мир и души, которые являются его частями, как тело является частью личности. При этом Брахман рассматривается как личностный и обладающий описуемыми качествами (сагуна). Осознание недвойственности достигается через бхакти (преданность), где адепт осознаёт свою связь с Брахманом.
Кашмирский шиваизм представляет реальность как сознание Шивы, которое проявляется через свою энергию (Шакти). Все различия между субъектом и объектом рассматриваются как пульсации (спанда) единого сознания. Практикующие достигают осознания недвойственности через медитацию на единство Шивы и Шакти, а также через переживание спанды.
Махаяна (Мадхьямака) полагает, что все явления пусты (шуньята), то есть лишены собственной сущности. Сансара и нирвана в своей сути недвойственны, поскольку обе являются аспектами пустоты. Осознание недвойственности достигается через медитацию на пустоту и логическое опровержение дуальных концепций.
Ваджраяна рассматривает реальность как изначально чистую и недвойственную, где пустота и форма составляют единое целое. Все явления воспринимаются как проявления энергии недвойственного сознания. Осознание недвойственности достигается через тантрические практики, такие как визуализация божеств, работа с энергией и интеграция медитации в повседневную жизнь.
Натхи воспринимают недвойственность как единство энергии (Шакти) и сознания (Шивы). Это единство переживается через трансформацию тела, ума и энергии. Практикующие достигают осознания недвойственности через хатха-йогу, пранаяму и пробуждение кундалини.
Как мы уже поняли, отличаются и взгляды на природу Абсолюта и Реальности:
Адвайта-веданта описывает Абсолют как Брахмана, который является единственной реальностью и абсолютно недвойственен. Брахман не имеет качеств (ниргуна) и находится за пределами описаний. Мир воспринимается как иллюзия (майя), возникающая из-за неведения (авидьи). Реальность мира условна и исчезает при осознании истинной природы Брахмана.
Вишишта-адвайта утверждает, что хотя Брахман — это высшая реальность, он обладает качествами (сагуна) и включает в себя мир и души как свои части. Мир считается реальным и зависит от Брахмана, будучи неотъемлемой частью его сущности. Абсолют здесь обычно воспринимается как личностный Бог, доступный через преданность и бхакти.
Кашмирский шиваизм рассматривает Абсолют как Шиву — универсальное сознание, которое включает в себя все. Шива проявляет себя через Шакти, свою динамическую, творческую энергию, которая порождает мир и его явления. Реальность мира действительна, однако она воспринимается как проявление единого сознания. Шива и Шакти неделимы, и их взаимодействие выражает пульсацию сознания (спанда).
Махаяна (Мадхьямака) трактует Абсолют как пустоту (шуньята), которая лишена собственной сущности и является основой всех явлений. Реальность мира рассматривается как взаимозависимое возникновение (пратитья-самутпада), где ни одно явление не существует самостоятельно. Сансара и нирвана недвойственны, поскольку обе являются аспектами пустоты.
Ваджраяна описывает Абсолют как изначально чистую реальность, где пустота и форма недвойственны. Абсолют проявляется как свет и энергия, а реальность воспринимается как выражение природы будды. При этом мир не отделён от Абсолюта и рассматривается как поле для практики, в котором каждая форма может быть преобразована в просветлённое состояние.
Натхи видят Абсолют как единство Шивы (сознания) и Шакти (энергии). Абсолют выражается через взаимодействие статичного сознания и динамической энергии, и этот процесс проявляет реальность. Мир воспринимается как реальный, поскольку он является выражением Абсолюта, и осознание этой реальности достигается через трансформацию тела и ума.
Однако хотя рассматриваемые шесть традиций по-разному понимают природу Абсолюта и реальности, их общая цель — помочь своему адепту преодолеть иллюзии, осознать (а иногда — и напрямую пережить) единство, лежащее в основе всех явлений.
Природа Души также описывается по-разному:
Важным аспектов, отличающим воззрения рассматриваемых школ, является их представление о реальности и природе индивидуального сознания (атмана).
Так, Адвайта-веданта утверждает, что душа (атман) абсолютно тождественна Брахману. С этой точки зрения, индивидуальность души — это иллюзия, порождённая неведением (авидьей). При достижении освобождения (мокши) душа сливается с Абсолютом, теряя всю индивидуальность, поскольку осознаётся её недвойственная природа.
С другой стороны, Вишишта-адвайта рассматривает душу (дживу) как реальную и сохраняющую индивидуальность даже после освобождения. В состоянии мокши душа остаётся отдельной от Брахмана, но в полном единении с ним как часть его «тела», наслаждаясь бесконечным блаженством в его присутствии.
Кашмирский шиваизм считает, что душа является проявлением универсального сознания Шивы, и её индивидуальность — это временная функция игры Шивы и Шакти. При осознании своей истинной природы душа понимает своё единство с Шивой, однако ее индивидуальность может сохраняться как аспект проявления Абсолюта.
Махаяна (Мадхьямака) отвергает существование постоянной индивидуальной души (анатман). С ее позиции индивидуальность — это лишь набор взаимозависимых процессов, поток элементарных когнитивных актов (дхарм), которые прекращаются при достижении просветления. После освобождения исчезает не только привязанность к «я», но и сама концепция индивидуальности.
Ваджраяна согласна с махаяной в том, что душа не имеет постоянной сущности, а индивидуальность — это иллюзия. Однако через тантрические практики сознание трансформируется так, чтобы слиться с абсолютной реальностью, где личностная структура растворяется в изначальной чистоте.
Учение Натхов утверждает, что душа — это соединение сознания (Шивы) и энергии (Шакти). Индивидуальность души является выражением Абсолюта, и её сохранение или растворение зависит от уровня осознания. Пробуждённая душа может сохранять индивидуальность как средство для проявления божественной воли или полностью слиться с Абсолютом.
Методы духовной практики
Поскольку воззрения каждой из школ имеют свои особенности, методы, используемые на их основе, также характеризуются разными акцентами.
В частности, Адвайта-веданта прежде всего делает акцент на интеллектуальной практике (джняна-йога), где работа с телом не является приоритетом. При этом основное внимание уделяется философским размышлениям, самовопрошанию и медитации, что делает физические аспекты несущественными для духовного прогресса.
Вишишта-адвайта также не придаёт особого значения работе с телом. Основной упор делается на эмоциональные и духовные аспекты через бхакти (преданность), молитвы, ритуалы и воспевание имён Бога. Работа с телом ограничивается общими практиками индуистских ритуалов.
Другими словами, Адвайта-веданта и Вишишта-адвайта минимизируют роль тела, сосредотачиваясь на интеллектуальной или эмоциональной практике.
Кашмирский шиваизм включает работу с телом через тантрические практики, направленные на пробуждение энергии Шакти. Хотя акцент остаётся на сознании и его пульсации (спанда), работа с энергией через асаны, пранаяму и концентрацию на чакрах является важной частью этого пути.
Ваджраяна активно использует тело как инструмент трансформации. Через тантрические ритуалы, визуализацию, мантры, мудры и пранаяму тело становится полем для работы с энергией, что помогает интегрировать медитацию и физическое существование в единый процесс преобразования омрачений — в мудрости.
Таким образом, Кашмирский шиваизм и Ваджраяна рассматривают тело как часть духовной работы, особенно через взаимодействие с энергией и тантрические методы.
Натхи делают сильный акцент на работе с телом. Через хатха-йогу, пранаяму, пробуждение кундалини и практики очистки (шаткармы) тело рассматривается как важный инструмент для достижения духовного опыта. Соединение энергии (Шакти) и сознания (Шивы) в теле является ключевым этапом духовного пути.
Махаяна (Мадхьямака) же сосредоточена прежде всего на медитации и интеллектуальной практике, где работа с телом не имеет центрального значения. Физические практики могут быть использованы лишь как вспомогательные, но основной акцент делается на осознании пустоты и взаимозависимости всех явлений.
Освобождение (мокша)
Конечная цель развития — освобождение (мокша или нирвана) также рассматривается несколько по-разному.
Адвайта-веданта рассматривает освобождение (мокшу) как полное осознание недвойственности, где индивидуальное «я» (атман) и Абсолют (Брахман) осознаются как тождественные. Освобождение означает разрушение иллюзии (майи) и слияние с Брахманом, что приводит к исчезновению индивидуальности и пребыванию в вечном сознании и блаженстве.
Вишишта-адвайта понимает освобождение как достижение вечного пребывания в единении с Брахманом, но без утраты индивидуальности души (дживы). В состоянии мокши душа остаётся личностной, но пребывает в гармонии с Брахманом, наслаждаясь его бесконечным блаженством и милостью.
Кашмирский шиваизм описывает освобождение как осознание того, что индивидуальная душа всегда была и остаётся единой с универсальным сознанием Шивы. Освобождение — это восстановление внутреннего ощущения своей истинной природы через переживание единства Шивы и Шакти, без необходимости отрицания мира.
Махаяна (Мадхьямака) определяет освобождение как осознание пустоты (шуньяты) всех явлений, что приводит к разрушению привязанности к иллюзии «я» и всех дуальных концепций. Освобождение не означает уничтожение индивидуального сознания, а его трансформацию в состояние, свободное от страданий и заблуждений.
Ваджраяна понимает освобождение как реализацию изначальной чистоты и недвойственности сознания, где пустота и форма едины. Благодаря тантрическим практикам, практикующий достигает состояния буддовости, в котором он одновременно пребывает в свете пустоты и активной форме просветлённой деятельности.
Натхи рассматривают освобождение как достижение состояния полного единства Шивы и Шакти внутри тела и сознания. Это включает как освобождение от кармических привязанностей, так и физическую трансформацию через пробуждение кундалини. Освобождение воспринимается как внутреннее осознание своей недвойственной природы.
Сравнение с другими традициями
Таким образом, каждая из школ имеет как свои мировоззренческие, так и практические особенности, которые, в конечном итоге, и определяют, кому из Путником и искателей подойдет та или иная традиция. Попробуем еще раз суммировать некоторые важные аспекты.
1. Исходная идея — принципиальный базис, составляющий «ядро» системы.
Для Адвайта-веданты таким принципиальным моментом является представление об абсолютно недвойственной реальности ; только Брахман реален, мир и индивидуальность — это иллюзия (майя), возникающая из-за неведения (авидьи).
Для Вишишта-адвайты реальность недвойственна, однако имеет «квалификации»: мир и души являются реальными частями Брахмана, как тело является частью личности.
Согласно Кашмирскому шиваизму, всё является проявлением сознания Шивы; мир — это реальное выражение взаимодействия Шивы и Шакти, а их пульсация (спанда) лежит в основе всех явлений.
В Махаяне все явления лишены собственной сущности (шуньята) и существуют благодаря взаимозависимости (пратитья-самутпада).
Для Ваджраяны реальность изначально чиста и недвойственна; пустота и форма едины, а все явления являются выражением буддовской природы.
В Традиции Натхов реальность — это единство сознания (Шивы) и энергии (Шакти), проявляющееся через тело и ум.
Разные традиции совершенно по-разному относятся к телу:
В Адвайта-веданте работе с телом уделяется минимальное внимание; духовный прогресс достигается через философские размышления и самовопрошание.
В Вишишта-адвайте также работа с телом не играет важной роли, акцент сделан на преданности и ритуалах.
В Кашмирском шиваизме же тело широко используется как инструмент в тантрических практиках для осознания недвойственности.
Для Махаяны тело имеет минимальное значение, основной упор она делает на интеллектуальную и медитативную работу.
В то же время, Ваджраяна активно использует опору на тело через мантры, мудры, визуализации и работу с энергией.
В Традиции Натхов и вовсе тело играет центральную роль, рассматривается как инструмент духовной трансформации через хатха-йогу и пранаяму.
Школы по-разному относятся не только к явным манифестациям — телу и атрибутам, но и к самой энергии, составляющей основу проявленного существования
В системе Адвайта-веданты какая-либо особая работа с энергией отсутствует, акцент днлается прежде всего на интеллектуальном понимании и самовопрошании.
В Вишишта-адвайте работа с энергией также минимальна, в этой системе основной акцент сделан на ритуалах и молитвах.
Для Кашмирского шиваизма работа с энергией — ключевая часть практики, в ней используется взаимодействие с Шакти для осознания единства с Шивой.
В Махаяне определенная работа с энергией практически отсутствует, поскольку делается акцент на медитации и осознании пустоты.
А в Ваджраяне, напротив, энергия играет центральную роль; ее практики направлены на трансформацию именно прежде всего через работу с энергетическими потоками.
Для Натхов также работа с энергией является основополагающей, особенно через пробуждение кундалини.
Соответственно, по-разному формулируется и цель освобождения:
В Адвайта-веданте это — полное растворение индивидуальности в Брахмане, осознание недвойственности и разрушение иллюзии майи.
В Вишишта-адвайте — единение с Брахманом без утраты индивидуальности, пребывание в его бесконечном блаженстве.
Для Кашмирского шиваизма такой целью становится пере5живание того, что индивидуальная душа всегда была единой с Шивой; мир и индивидуальность при этом принимаются как часть Абсолюта.
В Махаяне целью является осознание пустоты всех явлений, ведущее к преодолению страданий и растворению привязанностей к иллюзии «я».
В Ваджраяне это выглядит как реализация изначальной чистоты сознания и недвойственности пустоты и формы, которое достигается через трансформацию.
Для Традиции Натхов задача состоит в соединении сознания и энергии в теле и уме, а также — в осознании недвойственности через внутреннюю трансформацию.
Понятно, что отличаются и методы, инструментарий, с помощью которого адепты данных школ стремятся выйти за пределы дуальности:
В Адвайта-веданте это, прежде всего, джняна-йога (путь знания), а также уже упоминавшиеся самовопрошание и изучение философских текстов.
Для Вишишта-адвайты таким инструментом оказывается бхакти-йога (путь преданности), а также мантраяна, молитвы, ритуалы, воспевание имён Бога.
В Кашмирском шиваизме — это, прежде всего, медитации на Шиву и его спанду, а также тантрические ритуалы, работа с чакрами и их энергиями.
Основным методом Махаяны является развитие Просветленного настроя (бодхичитты), медитация на пустоту, анализ взаимозависимости, философские диспуты и логическое опровержение концепций.
Ваджраяна использует методы йоги божеств: визуализации, мантры и мандалы, а также тантрические ритуалы, методы пранаямы, некторые позы и визуализации токов энергии, ее капель и «ветров», мудры.
Среди методов Традиции Натхов — хатха-йога, пранаяма, кундалини-йога, очистительные практики (шаткармы).
Таким образом, рассматриваемые традиции развивают концепцию недвойственности с разных точек зрения: одни делают упор на разум (Адвайта-веданта, Махаяна), другие — на эмоциональную связь с Абсолютом (Вишишта-адвайта). Кашмирский шиваизм, Ваджраяна и Натхи интегрируют работу с телом, энергией и сознанием, создавая практики, которые акцентируют переживание недвойственности в самом существовании. Такой подход придает каждой традиции собственные черты, хотя они и объединены общей целью — осознанием единства всего сущего.
Два индуистских подхода к адвайте, вырастая из вайшнавизма и шиваизма, несут на себе отпечатки этих традиций: Шиваизм подчёркивает, прежде всего, трансцендентальный и универсальный аспект Бога, что способствует недвойственным интерпретациям и мистическим практикам, в то время, как Вайшнавизм более ориентирован на субъективный аспект Бога, что создаёт основу для дуалистичных воззрений и личных отношений с Божественным.
Из обсуждаемых школ недвойственности, махаяна, очевидно, является самой древней. Её философские основы начали формироваться во II–III веках н. э., особенно с трудами уже упомянутого Нагарджуны (основателя Мадхьямаки) и немного позже с появлением школы Йогачара (IV–V века). Махаяна провозгласила концепции пустоты (шуньята) и недвойственности пустоты и формы, которые стали её основой.
При этом, хотя индуизм как религиозная традиция значительно старше буддизма, восходя к ведической культуре (ок. 1500–500 гг. до н. э.), но как философская система он получил значительное развитие лишь в диалоге с буддизмом, который возник в V–IV веках до н. э. В ответ на буддистские идеи о пустоте, отсутствии «я» и причинности индуизм развил свои философские школы, в частности — адвайта-веданта, санкхья и ньяя.
При этом рассматриваемые учения описывают четыре варианта происхождения реальности: 1) как «игру» Шакти, то есть — как проявление Высшего сознания в своей энергии (кашмирский шиваизм), 2) как субъект-объектные взаимоотношения (вишишта-адвайта), 3) как не имеющее начала и конца омрачение (буддизм), и 4) как непонятно почему возникшую майю (адвайта-веданта). С этой точки зрения, для Кашмирского шиваизма реальность — это творческое самовыражение Абсолюта через энергию; в Вишишта-адвайте — выражение отношений между Богом, миром и душами; с точки зрения Буддизма — иллюзия, обусловленная бесконечной взаимозависимостью, а для Адвайта-веданты — иллюзия, возникшая через майю, причина которой непознаваема.
Каждый из Путей отличается не только своими воззрениями, но и подходит для разных Путников:
Психологическая характеристика школ недвойственности
Таким образом, можно сказать, что:
Адвайта-веданта подходит рациональным интровертам, склонным к философии.
Вишишта-адвайта — для эмоциональных и преданных натур, ищущих личностную связь с Богом.
Кашмирский шиваизм — для интуитивных исследователей, ищущих гармонию между философией и практикой.
Махаяна — для альтруистов и философов, стремящихся помогать другим.
Ваджраяна — для энергичных экспериментаторов, готовых к быстрым и интенсивным трансформациям.
Традиция натхов — для практичных мистиков, ищущих самопознание через трансформацию тела и энергии.
Критерии успеха на каждом из описанных духовных путей, так или иначе, связаны с прогрессом в осознании реальности, трансформацией восприятия и изменением внутреннего состояния, уменьшением страданий и интеграцией высших состояний сознания в повседневную жизнь.
В Адвайта-веданте это — осознание тождества атмана и Брахмана, исчезновение привязанностей и беспокойств.
В Вишишта-адвайте — глубокая преданность Богу, гармония с миром, радость служения.
В Кашмирском шиваизме — переживание вибрации сознания, интеграция всех аспектов жизни в единство.
В Махаяне — развитие бодхичитты, осознание пустоты, уменьшение страданий.
В Ваджраяне — трансформация эмоций, осознание недвойственности пустоты и формы, интеграция ритуалов.
В Традиции Натхов — пробуждение кундалини, контроль над телом и умом, осознание единства с Шивой.
Это потрясающая статья!Как же я рад, что Вы есть, увыажаемый Эн.
Благодарю за Ваш бесконечный труд для всех. Вопрос. Сдается мне , что некоторые люди заключают в себе множество подходов. Сложно дифференцировать. Так ли это..
Конечно, любая классификация всегда достаточно условна и справедлива только при больших упрощениях, однако она помогает разобраться с иерархией двигателей психики. Другими словами, хотя в каждом сознании активны стихии чувств, разума и воли, есть множество импульсов, исходящих из сознательных и бессознательных областей психики, их «энергетивность» разная, а потому для того, чтобы разобраться, какие из них вносят больший вклад, обладают большим потенциалом, а какие — в данном психокомплексе более второстепенны — и нужна их классификация и иерархизация. Влиять на любую систему всегда гораздо проще, если задействовать ее более ключевые компоненты, а не пытаться «идти с хвоста».
Благодарю вас за труд и написание интересных статей
Падмасамбхава конечно авторитет.Лично я для себя разработал кубитное мышление .Значит ответов на любую мысль и действие не два а четыре что приводит к совершенно новой философии и ведет к уходу от концепций добра и зла.То есть любое действие развивает либо отношения либо мудрость либо интеллект либо как вы пишете энергию видра.Следующая ситуация и решение из нее тоже дают четыре выбора из каких либо важных качеств.