Миф Локи
Важная особенность рассматриваемого Мифа заключается в устойчивом представлении о единстве, взаимопроникновении, хотя и определенной отдельности, Миров.
Сферы бытия воспринимаются как разделенное, но все же Единство.
Лежащая в их основе общая потенциальная реальность соединяет их, однако проявленная актуальность — возможна лишь в дифференцированности.
При этом такое едино/раздельное существование миров поддерживается двумя ключевми мифологическими фигурами — богом-Хранителем порядка (Велес у славян, Хеймдалль у скандинавов) и богом-Нарушителем этого порядка (Семаргл, Локи). Бог-Хранитель поддерживает Миры несмешиваемыми, а бог-Нарушитель, наоборот, оберегает их от застаивания, статичности.
Таковы, например, Аннун, Гвинвид и Абред кельтов, Миры Иггдрасиля скандинавов (рассмотренные как тройственная триада), Явь/Правь/Навь славян. Независимо от того, как понимаются эти сферы (а понимаются они очень по-разному, но об этом мы поговорим позже), между ними происходит постоянный обмен.
Фигура нарушителя, осуществляющего обмен — чрезвычайно важный мифологический образ. Именно трикстер осуществляет все виды обмена — обмен ценностями, обмен существами, обмен информацией.
Рассмотрим эти виды обмена вкратце.
Обмен информацией является наиболее очевидным видом обмена. При этом «информированность» повышается при отдалении от центра: и высшие, и нижние Миры считаются более осведомленными, чем срединный, воплощенный мир.
Обмен существами также является очень важным. Он может быть как добровольными (когда, например, существо одного мира вступает в брак с существом другого — многочисленные примеры того показывает как кельтская, так и германская мифология), так и насильственными (например, похищение детей или даже взрослых людей существами другого мира, подменыши, то есть насильственное «подсовывание» детей в другой мир и т.п.)
Обмен ценностями также вносит важный вклад в единство Миров. Большинство сокровищ богов германцев, так же как кельтских богов, происходят из других миров. это и понятно: собственная энергия любого мира, «примененная» к его законам, может лишь поддерживать мир, но — не толкать его к трансформации, к развитию, к трансцензусам. поэтому всякий раз, когда миры требуют «встряски» — в них приносится новая энергия, новая ценность.
Добавить комментарий