Мандалы и структурирование пространства
Совершенно особую группу изображений, обладающих реализационной активностью, составляют так называемые мандалы (от санскр. maṇḍala — круг, диск) – структуры, упорядочивающие и выстраивающие психо- и (или) макрокосмос в соответствии со своей организацией.
Мандалы и подобные изображения широко используются в различных духовных традициях для сосредоточения внимания практиков и адептов, как инструмент духовного руководства, для создания и структурирования священного пространства и как помощь в медитации и наведении транса.
В восточных религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и синтоизме мандалы используются как карты, представляющие божеств или, особенно в случае синтоизма, рай, ками или «истинные» святыни. В христианстве подобные изображения очень широко встречаются в готических витражных окнах, и, очевидно, служат той же цели «наведения» священного пространства. Многие традиционные западные амулеты и талисманы строятся по принципу мандалы, а название одного из них – Алмадель – и образовано от слова «аль-мандал».
Цивилизация майя имела традицию представлять календари в форме, похожей на мандалу. Знаменитый Солнечный камень ацтеков является символической картой мира, также построенной по принципу мандалы.
Рассмотренная в своем наиболее общем смысле мандала – это графическое выражение той или иной Высшей Матрицы, ее «нижняя часть Великого Аркана», и в этом смысле она выражает поле проявлений божества или просветленного принципа, форму существования этого божества в совокупности его проявлений. Мандала – это не просто «дворец божества», это — само божество в «распространяющейся» форме.
Исходя из такого понимания, традиционно мандалы выполняли две основные функции: структурирующую и проводящую.
Как структурирующая система, мандала призвана «индуцировать» порядок, отраженный в ней, «наружное проявление» божества, принципа или иной Высшей матрицы, в пространстве, окружающем ее, и в сознании человека, взаимодействующего с ней. Как проводящая система, мандала инициирует сакральное «путешествие» сознания от периферии к центру – от «омраченного» к «просветленному» уровню.
С этой точки зрения мандала сочетает вихревую и векторную активности, выступая как уникальный трансформатор сознания. Недаром на Востоке взаимодействия сознания с мандалой (как, впрочем, и с рядом других сакральных структур) описывают как «просветление через созерцание», имея в виду такую ее активность по «приведению» сознания в «чистый порядок».
Правильно построенная мандала – это несколько концентрических фигур (кругов, квадратов и многоугольников), «захватывающих» фокус внимания, переводящих его в созерцательное состояние и затем проводящих к центру, где и сосредоточена «просветленная» активность. Она включает символические «врата» и «переходы», обеспечивающие необходимые трансценденции, и, таким образом, взаимодействие с мандалой – это мистерия соответствующего божества или силы, ведущая сознание к его источнику. При этом мандала структурирует не только пространство сознания, она упорядочивающе и гармонизирующе влияет и на «проявленный» космос, и такое использование мандал, янтр, витражных окон и амулетов также составляет важную часть различных Традиций.
Именно поэтому важная часть буддистских посвящений – это «введение в мандалу» соответствующего божества, а Магический Круг, используемый в церемониальной Магии, также, фактически, является мандалой, где оператор выполняет роль центрального божества.
Правильное создание мандалы – это «выход» просветленного сознания «в мир», выражение его стремления к очищению «низших» миров, а потому начертание мандалы в «физическом» пространстве или ее визуализация в пространстве ума – это, фактически, проявление божества, которое, затем, влечет миры и существ к гармонии и порядку. Сперва «чистое» сознание «исходит» из центра мандалы к ее периферии, а затем – «омраченный» поток путешествует от периферии – к центру, осуществляя аналог общемирового процесса.
В то же время, верно и обратное – нахождение высокореализованного существа превращает пространство вокруг него в мандалу, структурируя и гармонизируя и «мир», и тех, кто рядом с ним.
В этом смысле мандала – это проявление энергии барака, а, индуцируя во взаимодействующем с нею сознании стремление к развитию – она проявляет и энергию вод, являясь прочной опорой, ведущей сознание к прогрессу.
Как искусство построения мандал, так и правильное взаимодействие с ними, могут дать неоценимую поддержку развивающемуся сознанию, индуцируя в нем все основные движущие силы и стремления.
Добавить комментарий