Йесод и Даат: Форма и Мудрость
Совершенно очевидно, что наиболее универсальным и проработанным изображением как Пути сотворения мира, так и преодоления этой тварности, освобождения сознания, является каббалистическое Древо Жизни.
Мы уже не раз обсуждали концепции «схождения» и «восхождения» сознания от потенциального и непроявленного состояния – к своему совершенству, описываемые с точки зрения этой концепции.
При этом чрезвычайно важной представляется идея того, что как проявление, так и освобождение сознания начинается с выявления в нем двойственности, которая в первом случае развертывается в дальнейший процесс самопознания и самоактуализации, а во втором – преодолевается и интегрируется.
На Древе это рождение дважды описывается как двухступенчатый процесс: в процессе развертывания творения из Кетер рождается бинер Хокма-Бина, который затем существует в трех ипостасях: как собственно двойственность, как процесс (остальная семерка сефирот) взаимного отражения ее полюсов, и как потенциальное единство (Даат) и энергия этого взаимоотражения. Соответственно, Кетер выступает как Источник, Йод Тетраграмматона, бинер – как поле его активности (Хе), нижняя гептада – как Движение (Вау), а Даат – как потенциальная цель, ожидаемый результат (Хе”). И, таким образом, весь мировой процесс и оказывается пронизан двумя силами – движением, духом, Вау (Шива восточной системы), и энергией, мудростью – Шехиной или Шакти.
В процессе восхождения, реализации, сознания, эти ступени включают: подлежащее познанию, «смешанное» единство Малхут, готовое к познанию единство Йесод, которое затем порождает Два Пути освобождения, в конечном итоге приводящие к совершенству Кетер.
При этом важно отметить, что «третий», срединный, Путь, проходящий «между» полюсов бинера, не исключает осознание двойственностей, напротив, в его конце это осознание происходит в еще более ультимативной форме, поскольку он ведет в Кетер через Даат, которая в этом случае выступает как Пропасть, место, где все двойственности и противоречия проявляются в своей окончательной форме.
Другими словами, если движение по одному из «полярных» Путей подразумевает периодическое столкновение с противостоящими силами второго Столпа, то «срединный» Путь концентрирует это столкновение на последнем этапе своего развития, и если Преодоление Бездны на путях «правой» и «левой» руки происходит относительно плавно, поскольку путники уже знакомы с принципом дуальности и способами ее нейтрализации, то встреча с Хоронзоном после «гармонии» Тиферет часто оказывается неожиданной и потому фатальной.
Независимо от того, идет ли восхождение Древом по одному из столбов, либо, по Пути Змея, стремится пройти все сефиротические стадии, оно постоянно подразумевает выделение, интеграцию и превосхождение бинерных пар.
Мы уже говорили, что игнорирование этого факта либо задерживает сознание на уровне «нижнего единства» — Малхут или Йесод, либо – приводит к катастрофической встрече с Демоном Пропасти на более высоком этапе. Даже «пропуск» первой, вертикальной, двойственности – проявления и содержания, Малхут и Йесод, отказ от Оседлания стихийных проявлений сознания, означающий непреодоление Кешет, оказывается очень серьезным препятствием для развития, часто осознаваемым лишь на его поздних этапах.
К сожалению, в современной масс-культуре идея «исходной недвойственности» сознания, понимаемая совершенно неверно, является мейнстримовой, и все рассказы магов о важности прохождения и превосхождения обоих полюсов любого бинера чаще всего игнорируются.
Конечно же, основа сознания внедуальна, однако эта недвойственность потенциальна, и для того, чтобы ее обрести, у воплощенного существа нет другого пути кроме выделения и нейтрализации максимального количества бинеров. Находясь в Малхут, существо не может достичь состояния Кетер никак иначе, кроме последовательного прохождения дуальных этапов, где подъем на следующую ступень происходит не раньше, чем идентифицирован, прожит, нейтрализован и превзойден предшествующий бинер. «Радость однаждырожденных», являющаяся современным «стандартом» пост-ньюэйджевской эзотерики, означает либо топтание на месте, без реального даже начала Подъема по Древу, либо, что еще хуже – легкомысленное и беспечное движение по Столпу Мудрости, которое почти гарантированно завершится в пасти Хоронзона. А после этой «пасти» предстоит неизбежное падение в миры раздробленности и противоречий, выбираться из которых затем придется долго и страдно. И, конечно, каждый вправе сам выбирать свой Путь, и у каждого есть впереди целая вечность, которую можно провести на пороге Древа, главное – не обманывать себя и других, и не называть свою леность – мудростью, а свою манию величия – «достижением».
Энмеркар, подскажите пожалуйста, стадия интеграции субъекта и объекта в обычном повседневном восприятии какому сефиру соответствует?
Интеграция — это всегда видение сути, поэтому это на высшем уровне — Кетер, а на среднем — Тиферет, видение целостности и гармонии объекта.
Как важно и глубоко! Спасибо !