Гневные духи
Мы уже говорили, что языческое мировоззрение отличается широтой взгляда на понятия тьмы и теодицеи.
Собственно злом, с этой точки зрения, является потребление одним существом ресурсов другого, ведущее к нарушению развития сознания жертвы.
В то же время, есть много других случаев, которые субъективно воспринимаются негативно, однако злом при этом не являются. Разрушения, освобождающие поле для нового развития, различные формы активной защиты могут быть весьма травматичными, но при этом и совершенно необходимыми.
Такие действия могут осуществлять как «Служебные«, так и «Свободные» существа.
Известно множество рассказов об ангелах-разрушителях. Фактически, в Ветхом завете вообще основное дело ангелов – кого-нибудь убить и что-нибудь разрушить.
Однако дело ангелов нехитрое – они поддерживают мировое равновесие «автоматически», рождаясь как бинерный противовес силе потребления клиппот.
Намного сложнее обстоят дела со Свободными духами, в частности, богами.
Мы уже говорили, что многие боги различных пантеонов имею как бы две стороны – два лика: так называемый Благой лик и лик Гневный, что отражает два аспекта любой силы – созидающий и разрушающий. В самом деле, любая сила может приносить как благо, так и разрушение: огонь может согреть, а может и сжечь, вода может напоить, а может – затопить и так далее.
Лучше всего эта концепция разработана в Восточных религиях. В Индии много людей поклоняются разрушительным ликам Шивы – и не только в относительно «нейтрально-разрушительном» виде Натараджи, но и более устрашающих аспектах Бхайравы. Даже бог-созидатель Вишну являлся в грозном лике, к примеру – Нарасимха.
Не меньше подобных образов и в махаянском буддизме, пришедших из бонских представлений: Ямантака, Махакала и другие дхармапалы являются яркими объективациями таких разрушительных сил.
Впрочем, Западная мифология также богата образами гневных богов. Страшен в гневе Аполлон, ужасен Один и неистов Хорс.
Змеиный лик Велеса, мощный образ Кернунноса выражают действие соответствующей божественной силы по активному преодолению тех или иных преград.
Гнев богов не понимается как злость или агрессия. Гнев – это необходимое действие по разрушению преград на пути Силы.
Поскольку гнев — это, фактически, проявление Силы отталкивания, понятно, что любая сила, стремящаяся поддерживать чистоту своего потока, сталкиваясь с другой силой, не гармонирующей с нею, неизбежно отталкивается от неё. На субъективном уровне это и проявляется как гнев: любое божество как «физического», так и «психического» космоса, встречая на своем пути не гармонирующую с ним силу — отталкивает ее. Получается, что «гневными» боги являются не «сами по себе», они таковыми воспринимаются с точки зрения сознания, не гармоничного с ними.
При этом если разрушительные действия ангелов являются необходимой частью общемирового процесса, то гнев богов более избирателен, он не является таким уж необходимым и неизбежным, и проявляется только в тех случаях, когда лучшего способа согласования сил, решения проблем найти не удаётся.
И в этом – первый важный урок для магов.
Сила разрушения не всегда является неизбежной и непреодолимой.
Она активируется тогда, когда исчерпаны возможности для эволюции, и необходимо революционное преобразование. Призывать силу разрушения без необходимости – это точно такое же небезупречное действие, как пренебрегать разрушением тогда, когда оно действительно необходимо.
Гневный лик любой Силы – это её «второй» лик – в том смысле, что он вступает в дело только после завершения действия «первого», благого лика.
При этом необходимо помнить еще и то, что меняя образ своего действия, Сила меняет и свою сущность – гневный лик бога – это уже «другая» сущность по отношению к лику благому.
А это значит, что эта сила имеет другие характеристики и другое имя. И в этом второй важный урок.
Авторитет, добытый во взаимодействии с Благим ликом, вовсе не обязательно сработает при контакте с ликом Гневным.
Многие маги пали жертвой непонимания этого факта. Распространяя способ взаимодействия, пригодный для одного лика силы, на другой лик, они либо не получали желаемого результата, либо получали ответный удар.
Понимая эти особенности проявления божественных сил, маг может, во-первых, избежать ненужных разрушений, и, во-вторых – дифференцировать свои взаимодействия с силами, и, тем самым, значительно повысить эффективность своего продвижения по Пути.
Добавить комментарий