Додекада: взаимозависимое проявление
С точки зрения рассматриваемого нами Мифа, проявленный мир описывается как проекция Сознания («Духа») в Среду («Материю»), и с этой точки зрения описывается как наложение Триады Первичных причин на Кватернер воплощенности, а потому, во всей своей полноте, описывается как Додекада, Дюжина проявлений.
При этом ключевой оказывается разница между волютивным, целенаправленным движением, и самоопирающимся, самопроизвольным процессом. Соответственно, активное, волютивное реализационное действие рассматривается как Ритуал — октоада, Колесо свершения, в то время как самозацикленный процесс, гилгул, сансара – описываются как двенадцатиричная структура.
Собственно, идея Зодиакального круга возникла именно из таких представлений – Первичные причинности – Бытие, Сознание, Переживание, погружаясь в четвертичный мир, «запутываются» в нем, порождая додеценер «третичных» сил – «зодиакальных», «астральных» влияний.
Наиболее четко идея двенадцатиричной структуры гилгула отражена в концепции «Взаимозависимого порождения», сформулированной историческим основателем буддизма – Буддой Шакьямуни. Согласно этой концепции,весь мировой круговорот держится на 12 последовательных взаимопорождающих, взаимообусловленных и взаимозависимых стадиях – «ниданах», причем сила их взаимосвязи настолько велика, что разорвать ее обычно нет никакой возможности. Собственно, иллюстрация этого принципа («Бхавачакра», «Колесо Бытия») изображена при входе почти любого современного буддистского храма.
При этом, как обычно, данный принцип может быть рассмотрен как на макрокосмическом уровне (к сожалению, чаще всего, рассмотрение этим и ограничивается), так и на уровне зацикленного действия совершенно любого масштаба, и четкое понимание этого механизма чрезвычайно важно для поиска путей его «взлома».
Итак, любой гилгул начинается с «неведения» — то есть,ошибочного представления о том, что только это действие позволит реализовать ту или иную потребность. Ключевая ошибка, которая возникает на этом этапе –нехватка понимания, анализа, видения того, что само по себе действие – лишь инструмент для самопознания. На схеме нидан этот этап символизирован слепцом, не ведающим, куда он бредет.
Если совершена эта первая ошибка, то наступает следующий этап – формирование, то есть, выработки системы идей, концепций,суждений, применимых к данному действию и обусловленных им. Этот шаг символизирован горшечником, лепящим из бесформенной глины свои сосуды.
Процесс выработки концепций запускает этап познавательной активности, направленной на их развитие, что символизируется изображением обезьяны, скачущей с ветки на ветку и собирающей плод за плодом.
Как только накоплено достаточно знаний, возникает парадигма –глоссарий,набор устоявшихся представлений, соответствий между концепциями и процессами,то есть – «внутреннее именование», свой собственный сленг, характерный для любой устоявшейся системы. На схеме этот этап изображен в виде лодочника в лодке (иногда – человека под деревом), что соответствует формированию «узкого мирка» данного действия.
В рамках этого частного мира формируются свои законы, принципы, его поддерживающие, что соответствует изображению дома – структуры,в которой за стенами и существует свой «отдельный» мир со своими «порядками».
Однако никакая система не может быть полностью изолированной; и в ней самой возникают дополнительные взаимодействия, и она должна вступать в связи с окружающим миром. Как только система чувствует себя как целое, она тут же начинает стремиться выйти за свои пределы, распространить себя вовне (или включить в себя нечто внешнее). Этот этап символизируется половым актом, изображенном на схеме.
Этот контакт сопровождается более или менее конструктивными ощущениями,однако, поскольку вовлечена другая сторона, выйти из этих взаимодействий уже становится непросто. Этот этап символизирован человеком со стрелой в глазу.
Понятно, что активная внутренняя жизнь системы, вместе с ее «внешними» взаимодействиями, уже сама по себе оказывается «затягивающим» процессом, что на схеме символизировано человеком, пьющим вино.
Соответственно, возникает страх потери этой привязанности,своего рода наркотическая зависимость от нее, стремление ко все большим «дозам»- достижению все новых «целей» и «задач» — стяжательству все большего количества результатов. Этот этап изображается в виде обезьяны, рвущей все новые плоды (или в виде человека, обирающего сад до последнего плода).
Разрастающаяся система становится все менее централизованной,все менее управляемой, в ней происходит становление новых «подсистем», подпроцессов, каждый из которых постепенно превращается в самостоятельный элемент. На схеме это символизировано изображением беременной женщины.
В конце концов, новые системы рождаются к самостоятельной жизни, что ведет к перераспределению внимания, а значит –
К распаду старой системы. Эти этапы соответственно символизируются изображением рожающей женщины, а затем – старика, несущего на плечах труп. Цикл замыкается, сознание переходит к поиску новой активности, и все повторяется сначала.
Понятно, что эту схему очень легко применить к любому процессу – от существования вселенной как таковой, до рождения нового бизнеса или даже просто устойчивого вида деятельности. Не составит труда разложить по ниданам «жизненный цикл» корпорации или даже этап жизни садовода-любителя,выращивающего свой урожай с маниакальным упорством.
В любом случае, идея заключается в том, что сознание, погружаясь в тот или иной вид деятельности, «теряет» в нем самое себя, растворяется в нем, отождествляет себя с деятелем, и из «действующего сознания» превращается в малоосознанную деятельность.
Трансформация двенадцатиричной системы «самозамкнутости» гилгула в двенадцатиричный процесс Великого Делания является прямым следствием четкого понимания данной системы.
При этом
неведение проживается как «обжиг», обработка «огнем мудрости»,
формирование трансформируется в растворение, освобождение от форм,
поток концепций превращается в разделение,аналитическую активность,
глоссарий трансформируется в соединение, ощущение неразрывности объекта и его наименования,
набор чувственных восприятий превращается в «гниение», то есть ощущение недолговечности всех связей,
контакт переживается как кристаллизация – гармоничное объединение противоположностей,
ощущение трансформируется в вскармливание, правильную экспансию,
вместо привязанностей реализуются пути очищения – дистилляции энергий,
цепляния трансформируются в ферментации, брожение – иерархическое ускорение эволюции,
становление дает почву для «Возвышения» — превосхождения текущих свойств и состояний,
рождение трансформируется в умножение – процесс накопления активностей, и, наконец,
вместо старения и смерти достигается проекция – распространение свойств совершенного сознания за его «горизонты».
И осуществление каждого из 12 этапов Делания оказывается наиболее эффективным тогда, когда понята основа, субстрат, с которым осуществляется каждая трансформация.
Пока мне так понимается, что на пике нигредо освобождается (рождается) новое состояние, новая точка сборки (она же белый камень), которая культивируется в жизненных ситуациях, обостряется под действием внешнего/внутреннего градуса, закрепляется на этапе 8. Да и еще в этом смысле, когда 12-тиричный цикл Делания простраивается ответом на Колесо Бытия особый вкус приобретает 12 Аркан, когда на страдание сансары Человек отвечает Сознательной жертвой. И жертва эта осознанная и в некотором роде радостная, потому что жертвуется «низшее ради высшего».
Эту мудрость, да к построению государства применить.
Система Таро как посвятительная система Земли полностью отражает образуемую реальность. Более того, если посмотреть на Каббалистическую Розу из Арканов Таро, то мы увидим некоторое сходство с буддийской Бхавачакрой (Колесом «взаимозависимого происхождения», Колесом бытия, Колесом Сансары, Колесом причинности).
Может такое быть, что Каббалистическая Роза является «ответом» Бхавачакре? И она отражает принципы Великого Делания, являясь вторым полюсом бинера Колеса Сансары?