Цитринитас – «просветление для себя»
Поскольку причиной и толчком для вступления на Путь трансформации дисгармоничного состояния «обычного» существа в состояние естественного проводника сознания чаще всего является неудовлетворенность, ощущение страдания от деструктивного способа проявления, очевидно, что и мотивация продвижения по этому Пути направлена прежде всего на уменьшение субъективного недовольства. Другими словами, мы обычно идем по Пути для того, чтобы уменьшить свое страдание, ощущение своей несвободы и нереализованности.
Соответственно, все те усилия, которые прилагаются, все сложности и преодоления, которые мы проходим, внутренне оправданы именно предощущением гармонии и совершенства, находящихся «в конце» Пути (при этом понятно, что никакого «конца» Путь не имеет, и он сам является собственной целью).
И в такой мотивационной подоплеке, конечно, с одной стороны заключается мощный стимул для развития (уйти от страдания), но с другой – и не менее мощная подпитка эгоизма и укрепление зависимости от подкрепления.
С одной стороны, путнику необходимо где-то брать мотивацию, особенно в периоды упадка, а с другой – зависимость от «духовного» наркотика ничем не лучше любой другой зависимости.
Стадии Пути – Соискательство, Адептат и Мастерство, Нигредо, Альбедо и Цитиринитас, — могут быть пройдены лишь на сильной воле, опирающейся на сильный разум и питаемой сильным чувством.
Более того, каждый такой переход, проходящий через стадию дестабилизации, разрушения и возрождения, из-за временной «потери ориентиров» чреват «поворотом не туда», если не накоплена достаточная инерция движения (так называемая «энергия диньитас«). А создать эту инерцию помогает следование верному вектору, а потому ошибки в стратегии на одном этапе могут привести к падениям на другом. Поэтому, хотя с практической точки зрения, может показаться, что «доберемся – и разберемся на месте», на деле часто оказывается, что именно неверный первоначальный импульс сыграл решающую роль в падении на позднем этапе.
Нет ничего особенно сложного, чтобы разрушить «старый» мир, и перейти в состояние нигредо. Но задача – не в самом разрушении, и настоящее нигредо – лишь такое, что содержит в себе «семена» дальнейшего альбедо. Все остальные разрушения и дестабилизации тупиковы, и могут закончиться лишь имитацией, симуляцией «выхода к свету». Совершенно аналогично, чистота альбедо конструктивна лишь тогда, когда ведет к «свободе от свободы» — цитиринитасу, иначе – она превращается в новую зависимость, новую охраняемую твердыню.
И одной из таких иллюзий, заводящих в тупик, и является ощущение «избавления от страданий», достижения Мастерства («Святости», «Архатства») – этапа цитринитас. С начальной позиции может показаться, что именно эта стадия является целевой, что именно «личное освобождение» является важнейшей задачей. И так оно, конечно, и есть. Однако есть один момент, который может сыграть злую шутку: на начальном этапе развития еще сильно чувство отдельности, еще нет прямой связи со светом хайя, а потому и создаваемый вектор «самоосвобождения» может в самом себе содержать зерно эгоизма – своеобразное эйцехоре, «портящее» этот вектор изнутри.
Полученный в результате такого движения цитринитас бесплоден, это – иллюзорная свобода, рожденная лишь из силы отталкивания (это кажущаяся свобода ветра, стихии которого принадлежит цитринитас, на деле направляемого разницами температур и давлений). Достигшие такого «освобождения» (на Востоке их именуют пратьекабуддами» — «буддами для себя») остаются зависимыми от своей независимости, и, лишь нейтрализовав эту отдельность – всеобщностью, могут перейти к завершающей стадии – рубедо.
Последний из великих магов – Алистер Кроули – после прохождения пропасти стремился исправить такую ошибку, но даже, дойдя до стадии Хокма, не сумел выйти за пределы гилгула именно из-за огромной инерции изначальной отдельности. И если это оказалось непосильно для такой титанической личности, то что уж говорить о менее масштабных путниках.
Поэтому еще на первоначальных этапах движения нельзя недооценивать важность единства, важность любви, и помнить, что настоящее завершение – стадия рубедо – это не просто личное освобождение, это – освобождение ради блага всех живых существ, это превращение в «Философский камень», трансмутирующий все встречающиеся ему «неблагородные металлы» — в золото Пути. Понятно, что в таком воззрении также есть опасность самолюбования и самопревознесения, которые также необходимо отслеживать и трансформировать.
Спасибо Вам за постоянное упоминание о главном.