Циннарот – каналы света
Каббалистическая традиция описывает мироздание как процесс и результат последовательного самопроявления абсолютной осознающей творческой силы, описываемой как «божественный Свет», «Ор». При этом оказывается, что с точки зрения человеческого сознания это самопроявление может быть рассмотрено и описано с десяти разных позиций, то есть – как совокупность десяти базовых взаимосвязанных и взаимозависимых состояний Ора. Каждое из этих состояний является самодостаточным и устойчивым, имеет свои характеристики, выявляя в общей интегральной природе света те или иные качества, то есть, как бы «отфильтровывая» Ор через тот или иной фильтр. В своей изначальной природе Ор недоступен для проявления, (Айн Соф – не познаваем), а потому не может, строго говоря, даже быть описан как свет, и, с равной успешностью, может быть именован «тьмой» («Хошек»). Соответственно, для того, чтобы Ор проявил природу света, он должен «потерять» часть своей абсолютности, или, говоря другими словами, проявить лишь часть своих потенций, что и описывается как «отфильтровывание», или «исчисление» (то есть – познавание) света. Хорошо известно, что эти «частные» состояния Ора традиционно именуются «счислениями» света – сефирами, а их совокупность описывается как «Древо жизни» («Эц Хаим»).
При этом переход Ора из одного «частного» устойчивого состояния в другое происходит через динамический этап, по сути, имеющий вихревую природу, но описываемый как «канал» света – циннар.
Поскольку из любого состояния можно перейти в несколько других, от каждой сефиры на Древе отходит несколько каналов (мн. ч. – циннарот). Традиционно описано 22 циннарот, соответствующие 22 буквам древнееврейского алфавита. Соответственно, рассматривая бытие как процесс, творение, становление, Каббала говорит:
Вот двадцать две буквы: … из них весь свой мир сотворил, сформировал ими всех сформированных и всех будущих сформированных. («Сефер Йецира», 10.6)
Для понимания любого динамического процесса становления, происходящего с любым целостным объектом (частным «космосом», «парцуфом») описание этапов этого процесса (его сефирот) и переходов от одного этапа к следующему (его циннарот) может быть весьма полезным как с точки зрения осознавания, так и с точки зрения практического влияния на данный процесс.
К примеру, рассматривая какое-либо сечение своей жизни (как становления сознания), полезно попытаться понять, какому положению на Древе соответствует данный этап. Такое понимание, во-первых, может помочь разобраться в характеристиках этого этапа (поскольку каждая сефира имеет многочисленные цепи соответсвий – планетарных, реализационных, цветовых, растительных, минеральных и т.д.). К примеру, идентифицируя свой текущий этап (это может быть и этап развития вообще, и этап карьерного роста, и этап личной жизни) как Нецах, «Победу», состояние Практика, мы понимаем, что находимся в сфере планетарных сил Венеры, а потому, с одной стороны, попадаем в ее объединяющий ток, с другой – оказываемся уязвимы для похоти в самом широком смысле этого слова. Кроме того, мы обнаруживаем поддерживающее влияние цветов венерианской сферы – зеленого, голубого, розового, на этом этапе, а также – конфликтующее – красного. Также мы понимаем важность эмоциональной, чувственной и сексуальной сферы для данного этапа. Во-вторых, мы обнаруживаем, что можем двигаться дальше по одному из следующих путей – к Хесед путем Коф, либо – к Тиферет путем Нун, а также – вернуться в Ход путем Пе или в Йесод по каналу Цаде, или – в Малхут по пути Каф. Другими словами, дальнейшая эволюция возможна либо через «благую карму», везение, либо – через «смерть и перерождение». В то же время, становятся понятны опасности, ведущие к деградации – крушения иллюзий, застревание в эмоциях, ложные друзья или ошибочные концепции. Таким образом, идентифицируя свое состояние как положение на Древе, мы получаем мощный инструментарий для повышения эффективности движения.
Спасибо за хорошую статью. Коротко и точно. Позвольте вопрос. Насколько по вашему все таки законно и ценно соотносить циннарот и арканы Таро, и если да, то какая система соотнесения кажется Вам более правильной- французская, мартинистская (представлена в частности в книгах Г.О.М.а) или английская, Золотой Зари( представлена у Кровли, телемитов и.т.д.)?
Относительно соотнесения циннарот, отиёт (букв) и арканов — конечно, эти системы имеют внутреннее соответствие, поскольку описывают один и тот же срез реальности. Конечно, каждая из систем такого соотнесения имеет свое обоснование и свою внутреннюю логику. И таких систем, конечно, больше, чем две. Лично я учился в рамках системы, которая ближе к «мартинистской».
Благодарю за информацию. Древо напомнило куб Метатрона. Остался вопрос — если это карта, как на ней определить своё местоположение?
здравствуйте, вы описали для примера положение в Нецах, не подскажете где можно найти информацию относительно других сефир? спасибо
А что цинарот идет на дерево клипот? У меня такое впечатление что я нахожусь где то там…