Альтернативные реальности
В нашем разговоре о пространстве сновидений мы как-то обсуждали, что различие между «действительной» и «виртуальной» реальностями состоит лишь в количестве индивидуальных осознаний, поддерживающих эти картины мироописаний. Мы также говорили, что Традиция рассматривает мироздание в целом как бесконечное поле потенций, поле вероятностей, актуализирующихся лишь при и в меру контакта с сознанием.
Таким образом, наложение абсолютно-однородной, единой но потенциальной среды и абсолютно-дифференцированного, но бесформенного и бессущностного сознания и рождает всю совокупность актуальной действительности.
Попытаемся разобраться с этим представлением.
Мы уже говорили, что Великий Дух, Абсолют, находясь за пределами бытия и небытия (поэтому его именуют Айн-Соф – не-познаваемое), проявляет себя как абсолютная полнота/пустота – Хошек. Хошек является крайней точкой, хоть как-то доступной для осознания, пусть даже и за пределами двойственных категорий. Эта первичная тьма проявляется в виде «пустоты» — «боху» и «света» — «ор». При этом «пустота» воспринимается как бесконечное поле потенций, Мировая Среда, а «свет» — как стремление к их реализации, Стихия Осознания. Воздействие «света» на «пустоту» рождает в этой пустоте совокупность «сосудов» («келим») — потенций, готовых к актуализации. Дальнейшее «вхождение» «света» в «сосуды» и рассматривается как мировой процесс, стремящийся в итоге к полному соприкосновению «света» и «боху» и их слиянию в полноте – плероме («гмар тиккун»), являющейся в этом смысле все тем же хошек. В то же время, понятно, что весь этот процесс имеет место только с относительной, ограниченной точки зрения, поскольку сам Абсолют можно рассматривать с равной вероятностью и как никогда не выходивший из состояния единства и непроявленности, и как полностью актуализировавший себя, и как находящийся в процессе актуализации, поскольку для Великого Духа каждое из этих состояний является лишь одной из его возможностей. Соответственно, можно с равной успешностью говорить о мирах и существах как об «иллюзии», никогда не существовавшей, как о плероме, как о пустоте и как о процессе, становлении. В то же время, поскольку само описание подразумевает наличие описывающего, то для каждого такого относительного сознания, при всей его условности, находящегося внутри описания и являющегося его частью, мир предстает в продлении, в становлении и развитии.
Другими словами, понимая единство, видя недвойственность, маг оперирует категориями множественности и двойственности – и не потому, что он считает их реальными, а потому, что в них он действует.
С точки зрения относительного сознания мир видится как совокупность энергий – потенций среды, наполненных актуализирующим их сознанием. При этом различные энергии и их блоки вступают в различные взаимодействия друг с другом, и законы этих взаимодействий описываются в наиболее общем смысле как «логосы», или, более частно – как «эйдосы», «ме».
Другими словами, любое индивидуальное сознание (то есть, любой индивидуальный поток «света») как бы «выхватывает» из всеобщей полноты непроявленного (боху, Среды) определенные вероятности, определенные потенции, подобно тому, как свет фонарика «выхватывает» из тьмы предметы в темном помещении, рождая их к жизни. Именно эта «освещенная» часть Среды и составляет ту реальность, в которой действует сознание. Таким образом, можно сказать, что сознание само творит свою реальность, и, в том числе – форму своего собственного проявления.
При этом понятно, что каждое индивидуальное проявление сознания может контактировать с другими проявлениями, другими потоками света в той мере, в которой эти потоки «освещают» те же энергии. Таким образом, хотя все есть «свет» и все есть «тьма», хотя мир и един и неразделен, пуст и наполнен, он воспринимается как дифференцированный, с разной «плотностью» пустоты и полноты, и эту дифференцированность также рождают в нем сфокусированные на разных энергиях потоки сознания.
Кроме того, в зависимости от количества и устойчивости потоков сознания, пронизывающих данную совокупность энергий («освещающих данную область тьмы») сформированная картина может быть более иди менее устойчивой – более или менее «действительной» или «виртуальной». Мы уже говорили, что «устойчивые» картины, поддерживаемые большим количеством оперирующих в них потоков сознания, Магия именует «мирами», а всю совокупность лабильных, изменчивых, неустойчивых картин – «Межмирьем». Понятно, что обе совокупности – множество «действительных» и «виртуальных» пространств – формально бесконечны и наложены друг на друга так, что никакой «пустоты», никаких «промежутков» между ними нет, и любая энергия, любая потенция, любая вероятность реализована тем или иным потоком сознания.
Сказанное выше имеет важные практические следствия для Магии.
Во-первых, маги понимают, что мы можем взаимодействовать лишь с теми существами, с которыми нас объединяет способ описания мира, а потому – расширяя свое описание, мы расширяем и круг возможных взаимодействий. При этом эта закономерность действует в обе стороны – мы можем добавить взаимодействий, расширив свое описание картины мира, а можем – расширить свое описание мира, вступая в новые взаимодействия. В этом – ключ к Церемониальной магии.
Во-вторых, маги видят, что мир – это результат контакта Среды и Сознания, а потому – сознание может вызывать из среды любые проявления и вероятности. В этом – ключ к Номинативной магии.
В-третьих, маги осознают, что контакт объектов тождественен контакту осознаний. В этом – ключ к Контагиозной магии.
В-четвертых, маги знают, что все миры — прямо перед ними, что к ним не нужно никуда «идти», в них нужно просто войти. И в этом — ключ к Магии порталов.
Воспринимая мир как источник и продукт осознания, Магия открывает возможности к революционным путям развития сознания, к его выходу за пределы ограниченности и обусловленности и отождествлению с сознанием абсолютным.
Здравствуйте! А в чем, Вы считаете, естественная эволюция сознания — все-таки некое обособление (поиск некой безусловной свободы) либо наоборот изучение и интеграция в существующие потоки воль? Вы уже не раз упоминали что подобной дихотомии можно избежать, говорили о Плероме, слиянию без смешения, но все же на мой взгляд, такая разница в описании влияет на сами правила игры, к примеру шаман включает себя в определенную картину мира, расширяет круг своих взаимодействий но делая это как бы взаймы, включаясь в существующий поток на кредитных условиях и с обязательствами (та же передача Силы например). С другой стороны «чистое» сознание в своем познании лишено той динамики и точек опоры которую дает шаманский поток, но и нет обязательств навязанных им. И если уж брать совсем вообщем, то мир в видимой совокупности тот же поток со своими обязательствами и тд. И здесь я вижу вопрос — наше движение (как хочется верить осознанное) есть свобода воли или просто сумма производных своего потока? Потому как если свобода воли есть, то это должно быть нечто безусловное, как бы в отрыве от всего.
Свобода может быть рассмотрена с двух позиций — как свобода от и свобода для. Если мы стремимся к «свободе от» чего бы то ни было — мы задействуем первичную силу отталкивания; если мы стремимся к «свободе для» — в дело вступает сила притяжения. Но обе силы — это разные стороны одной медали. Стремясь к максимальному выделению, обособлению, независимости — мы в итоге оказываемся рабами этого стремления; можно сказать, что стремление к такой свободе поглощает само себя, вырождаясь в зависимость от отталкивания. Другими словами — мы начинаем цепляться за отталкивание, а потому оказываемся во власти притяжения. Точно так же притяжение, доведенное до своего максимума, выливается в отталкивание не-имения — мы хотим уже не приобрести, а избавиться от не-приобретения. Свобода в Магическом понимании этого слова — это возможность выбора — возможность как обособления, так и включения, без примата любого из них. Только тогда, когда сознание свободно быть обособленным или вовлеченным, когда оно может в любой момент перейти из одного состояния в другое без каких-либо помех или задержек — оно действительно освобождено. Таким образом это наше «естественное движение» — это движение к такой свободе, которая подразумевает и свободу от необходимости быть свободным. Соответственно, «правила игры» здесь очень просты — мы осознаем себя как часть и как целое одновременно; как продукт и как творца, как источник и как цель. Мы реализуем желания потому, что таким образом освобождаемся от необходимости реализовать их, не попадая в зависимость от необходимости их сдерживания. Мы развиваем сознание потому, что таким образом освобождаемся от необходимости ограничения сознания, не впадая при этом в зависимость от необходимости его расширения.
Интересно, спасибо 🙂