«Завещание Соломона» и Врата Горизонта
Несмотря на очевидный иудаистский, библейский контекст, гримуарная литература «Соломонова цикла» в значительной степени коренится в эллинистической гностической Традиции. Именно в этой среде возник первый известный труд этой системы – «Завещание Соломона». Древнейшие списки данного произведения относятся к концу I в. н.э. и написаны на греческом языке. Несмотря на отсутствие у исследователей единого мнения относительно происхождения, авторства и культурной основы «Завещания», оно, очевидно, представляет собой часть более обширной литературы, которая в целом и дошла до нас в виде «Ключей» и «Ключиков» Соломона.
Идеологически, «Завещание» показывает процесс слияния египетской, селестиально-ориентированной, Магической традиции, с каббалистическими, месопотамскими демонолатрическими подходами. Именно эта идеология отчетливо видна и в «Лемегетоне», и в менее значительных произведениях данного цикла.
Переосмысление роли зодиакальных (и планетарных) влияний, обнаружение связи между определенными «звездными» сочетаниями и активацией тех или иных «инфернальных» проявлений – лишь некоторые следствия такого слияния.
Именно с «Завещания» начинается прослеживаемый процесс развития европейскими магами учения о Вратах Горизонта, исследования этих Врат и их Привратников.
Структурно «Завещание» — это собрание бесед Соломона с подчиненными им демонами, в которых эти демоны раскрывают свои особенности, и (что важно с практической точки зрения) описывают связывающие их ангельские силы и ритуальные подходы.
Несмотря на то, что начало этого эвокативного процесса положено Архангелом Михаилом, давшим Соломону знаменитое кольцо, способное связывать демонов (и, фактически, являющееся Великой Печатью), сам способ вопрошания, описанный а «Завещании» положен в основу модусов операнди позднейших ритуальных алгоритмов. Современная демонология обычно стыдливо обходит возможность такого прямого вопрошания, предпочитая ему астрологические вычисления или психологические рассуждения. Однако для традиционной Магии именно эвокативный опыт был и остается критерием успешности как самого развития мага, так и его противостояния демоническим влияниям.
Среди демонов, упомянутых в «Завещании», остановимся лишь на некоторых.
«Начальным» звеном эвокатичного процесса оказался демон Орниас (Όρνίας), которого Соломон запечатал первым, и который затем помог связать «князя» Вельзевула (Βεελξεβούλ). Имя «Όρνίας» означает «Надоедливый», и, подобно многим именам из «Гоэтии» и других демонографий является эпитетом, относящимся к обнаруженному «ситуативно» проявлению демона. Принимая во внимание связь демона со знаком Водолея, а также – его противостояние Уриэлю, ангелу Нецах и Венеры (а также – северного направления), и учитывая его выраженно-сексуальную (в том числе, гомосексуальную) активность и андрогинную природу, можно отождествить Орниаса с Белиалем. Один из эпитетов Белиаля – Сэвеб («Изменник», סבב) имеет также значение «окружать», что аналогично значению слова «Όρνίας».
Представление архидемонов под «маскирующими» эпитетами вообще характерно для гримуарной литературы: «Истинный гримуар» точно так же оперирует с Люцифером, выступающим под эпитетом «Клаунек» (Clauneck, «Сутулый»).
Понимание роли Белиаля как инициатора событий Соломонова цикла позволяет проложить один из путей эффективного противостояния деструктивным силам: обращая силы социализации в продуктивное русло, преодолевая разобщающее души «внешнее единство», возможно создать новый тип объединений, которыми и стали магические семьи и ковены, выполняющие таким образом «Завет Соломона».
Важными группами демонов, описанных в «Завещании», являются «Семь демониц», олицетворяющих «злые» планетарные аспекты (а также звезды Плеяд), и 36 духов деканов зодиака.
Именно последняя группа была позднее подробно описана в «Ключах», а идеология ее рассмотрения легла в основу классификации демонов «Лемегетона».
«Завещание Соломона», сочетая астрологические представления с изучением деструктивных сил макро- и микрокосмоса, создает особое учение, затем развитое позднейшими гримуарными традициями – «гоэтическую астрологию». Хотя идея «злых планет», негативных влияний звезд и созвездий известна с глубочайшей древности, именно «Соломонов цикл» вносит в нее элемент психокосмичности, нашедший свое максимальное выражение в «Лемегетоне». Отходя от классически-астрологических воззрений, Соломоника рассматривает зодиакальные аллюзии прежде всего как описание положения Земли в макрокосмосе, а человека – в социуме, и пытается учитывать эту диспозицию в картографировании сил, активных в данный момент времени как в макро-, так и психокосмосе. Другими словами, относя, к примеру, Баэля к «духам Овна», «Соломон» имеет в виду, что силы этого демона искажают творческую, произрождающую энергию, характерную для времени «активности» влияний этого созвездия, а также, что он (Баэль) имеет характеристики, сходные с энергиями Овна.
Соответственно, те 36 демонов деканов, о которых говорит «Завещание», объектируют определенные особенности каждых из Врат Горизонта. Поскольку эти духи, «мировые повелители тьмы» выражают суть самих Врат, они не являются Привратниками, а потому, по их словам, их нельзя «ни пленить, ни обязать», но можно – изучить их особенности, помогающие проложить и пути к противостоянию Привратникам. Анализ их имен и самохарактеристик может быть ценнейшим подспорьем для мага, стремящегося к контролю над своим сознанием.
В разных вариантах «Завещания Соломона» списки «повелителей» отличаются, но, очевидно, что среди них присутствуют два варианта – «египетский» и «греческий», из которых, вероятно, первый является исходным, а второй – попыткой его перевода и адаптации.
В целом, «Завещание Соломона» — это не только важнейший в историческом аспекте источник, позволяющий проследить корни многих гоэтических идей и подходов, это – и вполне практически применимый гримуар, ритуальная работа с которым может открыть немало возможностей по самоисследованию, самосовершенствованию и самотрансформации.
Добавить комментарий