Руны и Огам: Копья и Дубины
Мы уже обсуждали, что две системы векторной графической Магии – Руны и Огам – отличаются своей энергией, что позволяет отнести их происхождение к двум группам сил Прави – соответственно Асам и Ванам. Мы говорили, что в этом смысле энергия Рун – это сила направленной и сконцентрированной воли, в то время, как Огам – это выражение направленного течения энергии живы.
В то же время, такое отличие в «исходном коде» двух систем как порождает и различные подходы к их использованию, так и отражает особенности механизмов их действия.
Несмотря на то, что для своего воздействия обе группы символов «вырезаются» на ткани бытия, то есть, их векторы активно внедряются в мировые потоки, вырезание Рун – это, фактически, пробивание пути для силы, его можно сравнить с просеканием пути через густые джунгли; в то же время, вырезание фэда Огама – это, напротив, прививка, присоединение к имеющемуся потоку силы – дополнительного, так же, как прививается черенок плодоносящего дерева к сильному дикому подвою.
Именно поэтому ключевым символом Рунической Магии и выступает Копье Одина: Гальдр – это всегда «бросок силы», стремительный и направленный поток творящей (или разрушающей) воли. Любой Рунический талисман, виса или изображение – это всегда «летящее копье», или, в современных образах – скорее, летящая ракета, которая несет в точку своего назначения созидающий (например, семена для засева новых почв) или разрушительный груз. Соответственно, и создание такого Рунического инструмента требует большой экспансивной энергии, сильного водического вдохновения и запаса силы осознания (мейгин).
В то же время, основным атрибутом великого бога Дагды – отца (или брата) создателя Огама Огмы – была огромная палица (самого Огму также часто изображают с дубиной), которой он усмиряет фоморов. Другими словами, энергию Огама в этом смысле можно сравнить с подавляющей (или, напротив, разбивающей преграды) силой речного паводка или горной лавины. Соответственно, понятно, что вырезание огамических символов и последовательностей также требует большой личной силы, однако если для Рун это – «воздушная» энергия, то для Огама она «земляная», и если накопление водического вдохновения можно сравнить с подъемом на горные пики, то накопление друидической силы – это пробирание сквозь густой и дикий лес.
Однако при этом оба вида сил в своих областях вполне равновесны и гармоничны: Рунический дух – это горные ветры, несущиеся среди скалистых вершин; Огамические потоки – это лесные ручьи, питающие исполинские деревья, и дожди, омывающие их кроны.
Точно так же отличаются и вдохновение рунического мага, эриля, от вдохновения мага огама – барда или друида: первый поет о деятелях, второй – о событиях; для первого важнее победитель, для второго – сам факт победы. Другими словами, Рунический подход отражает акцент на индивидуальности и личном мужестве, где именно человек с его делом, его миссией, является олицетворением силы и чести. Для друидов же важнее коллективное и космическое измерение, где исторические процессы — это дело не только отдельных людей, но и закономерный результат природного и судьбоносного хода вещей.
Это различие можно четко увидеть на примере двух важных героико-мифологических фигур – Кухулина и Зигфрида. Они оба воплощают архетип героя, который сражается в одиночку, преодолевая невероятные препятствия, и их подвиги становятся легендами, передаваемыми из поколения в поколение. В то же время, Кухулин в значительной степени полагается на эмоции и страсть, что ведет к героическим (и трагическим) исходам, в то время как Зигфрид действует более обдуманно и стратегически.
В огамической традиции большое внимание уделяется единению человека с природой, цикличности жизни и повсеместному присутствию магических сил, пронизывающих окружающий мир. Подвиги, силы и сама судьба Кухулина тесно связаны с природной магией и духовными аспектами, характерными для друидической традиции. Его связь с землей, лесами и стихиями выражает образ мира, где природное неразрывно связано с божественным, а магия является естественной составляющей бытия.
В Рунической — германской (и скандинавской) традиции же доминирует представление о космосе как о пространстве, где поддерживается порядок, логика и строгая иерархия. В этом важную роль играют асы — боги, олицетворяющие силу, происходящую из разума, закона и структуры. Зигфрид в полной мере воплощает эти качества: его подвиги, стратегия и решительность воплощают идеалы порядка и рациональности, присущие воззрениям, в которых акцент делается на борьбе с хаосом и стремлении к вечной славе через разумные и осмысленные действия.
Можно сказать, что вдохновение эриля рождается из подвигов конкретных деятелей, их личной силы, решимости и славы. Он воспринимает мир прежде всего как поле человеческих поступков и акцентирует внимание на личной ответственности за ход истории. Его подход – это поиск путей, которыми отдельные деятели могут преодолеть хаос, установив новый порядок посредством своих поступков. Соответственно, Руны используются для создания векторов, направленных на изменение реальности посредством концентрации энергии, которая исходит от индивидуального подвига или судьбоносного события.
В то же время, друид получает вдохновение от самого потока жизни, природы, земли и связанных с ними ритуалов. Для него важен сам факт совершения событий — победы, поражения, циклических преобразований, отражающих естественный порядок. Поэтому огамический мир — это многогранное взаимодействие человека и природы, где любые изменения воспринимаются как звенья великого, космического цикла. Хаос для друида не является чем-то разрушительным, он воспринимается как необходимая составляющая процесса обновления, в котором даже поражения и кризисы играют свою роль в поддержании баланса. Соответственно, Огамическая магия — это способ настроиться на естественные потоки и взаимодействовать с силами природы через энергии, связанные с деревьями, землей, природными циклами и процессами. Магия Огама стремится отразить и поддержать естественную гармонию и трансформации, происходящие в природе.
Таким образом, можно сказать, что Руническая и Огамическая системы представляют два различных, но взаимодополняющих подхода к Векторной магии: первая — делает акцент на индивидуальном героизме и порядке, «навязываемом» миру с опорой на силу символов, вторая — опирается на естественный поток жизни, где главное — гармония с вечными циклами природы и событиями, которые привлекаются для поддержания воли друида. Если Рунический маг – это деятель, воздействующий на мир и активно преобразующий его, то маг Огама – это сила, поддерживающая естественные процессы и текущая в их русле.
Замечателное, доходчивое и емкое сравнение. Спасибо большое,уважаемый Эн