Экзорцизм в религии и магии
Интерес к «изгнанию дьявола» традиционно высок, особенно после голливудских фильмов на эту тему.
Слово «экзорцизм» происходит от греческого «экзосия» — «клятва». Оно переводится на латынь как «адюре» (adjure), на русский как «приносящий присягу». «Экзорцировать» значит не столько изгонять, сколько «привести духа или демона к присяге» или призвать высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям.
Вместе с тем, само явление экзорцизма имеет глубокие корни в древнейших верованиях и шаманских практиках, хотя идеология отношения к одержимости в христианстве и язычестве совершенно разная.
В традиционных культурах от шамана ожидают способности достичь позитивных результатов в ситуациях, где уже не помогают молитвы. И такие результаты возможны благодаря этому особому союзу шаманов с духами.
Архаичные культуры рассматривают любую болезнь как чужеродное вмешательство в жизнь человека. Шаманы делят причины, которые влияют на появление или усиление болезни, на два основных типа: 1) Потеря пациентом духа, важного для поддержания его здоровья; 2) Приобретение пациентом духа, разрушающего его благополучие. Так или иначе, любая болезнь рассматривается как активное нападение чужого духа, от которого необходимо защищаться.
Древние культуры, кроме того, различались подходами к лечению болезней: у одних народов лечением занимались шаманы, у других — знахари, у третьих — и те, и другие. Шаман имеет со знахарем то общее, что оба они выделяются из среды общины как специалисты по лечению больных. Но знахарь в отличие от шамана обладает знаниями в области медицины — лечения травами, животными и минеральными продуктами, хотя это лечение также направлено на «удаление» духовной причины болезни. Шаману же приписывается способность прямого общения с духами. В то же время, как шаманы, так и знахари действуют в системе исцеления, которая не исключает другие способы лечения, а считает их дополняющими.
Современные взгляды иные: в ходе современного христианского обучения экзорцизму отмечается, что из десятков тысяч случаев психических отклонений лишь один может иметь отношение к одержимости демонами и подлежать экзорцизму, остальные же рекомендуется лечить медикаментозными методами. В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. Программа обучения состоит не только из церковных предметов, но и включает, например, занятия по психиатрии, чтобы будущие экзорцисты могли отличить случаи настоящей одержимости от проявлений психических заболеваний, например, шизофрении. Такой взгляд отражает христианское представление о том, что болезни возникают «по Божией воле» и обычно направлены на испытание, укрепление духа и т.п. То есть, в отличие от языческого убеждения о том, что с болезнью нужно воевать, выработано представление, что от болезни нужно пытаться избавиться («если на то будет Божья воля»). Конечно, такое различие продиктовано идеологическими особенностями язычества и христианства.
Одобренный Католической церковью «Римский Ритуал» (Rituale Romanum, 1614 г.) предписывает экзорцисту убедиться, что жертва действительно одержима и не страдает душевной болезнью. Даже во время изгнания священник должен продолжать спрашивать жертву о ее умственном и психическом состоянии. Ни при каких обстоятельствах экзорцист не должен предлагать жертве лекарства, предоставив это врачу. «Ритуал» требует, чтобы экзорцист выяснил, были ли направлены злые духи из-за колдовского навета или других оккультных заклинаний. В отличие от Католической церкви, Православная не готовит специально священников, читающих чин отчитки. Отчитывать может любой священник, получивший на это благословение и владеющий чином отчитки.
С точки зрения язычества, дух овладевает человеком, чтобы питаться, и в этом смысле изгнание духа — это простая борьба за ресурсы, за выживание. В мире, наполненном хищниками, такое явление — не редкость.
В новейших религиях смысл одержимости трактуется иначе — она происходит в рамках «борьбы добра и зла«, Бога и дьявола, и направлена на захват силами ада очередного форпоста божьего мира, по словам Василия Великого: «Понимая свое бессилие против Бога, дьявол склоняет ко греху образ Божий – человека». В то же время, христианство утверждает, что с помощью Божией все христиане могут побеждать бесов, дьявол в силу жертвы Христа потерял над ними власть. Однако, эта неспособность Сатаны побеждать в открытой борьбе вынуждает Сатану искать обходные пути, нападать незаметно, с помощью хитрости и обмана овладевать людьми.
Тем не менее, еще в архаичных культурах считалось, что дух–помощник экзорциста, от лица которого происходило все действие, должен занимать в духовной иерархии место более высокое, чем злой дух, и шаман считался тем более сильным, чем выше был статус его духов-помощников.
Христианство, используя имя Сына Божьего для изгнания демонов, пользуется тем же принципом. При этом считается, что одержимость в принципе нельзя вылечить традиционными способами, то есть, она, фактически, не является болезнью а представляет собой совершенно особый феномен. Современная религия разделяет понятие «болезни», уходя от ответа на вопрос о её причинах, и «бесноватости», одержимости. Традиционные культуры не знали такого разделения.
С точки зрения этики, краеугольным камнем шаманской практики является то, что шаман действует только, если есть просьба от самого пациента (в случае маленького ребенка должен быть запрос от родителя) и никоим образом не пытается предположить, что будет хорошо для другого человека. В основе этого подхода лежит понимание того, что цель шамана — облегчить страдание и боль, а не сохранить жизнь пациента в обыденной реальности любой ценой. Шаманы уже давно обнаружили в своих путешествиях, что Средний мир — это реальность страданий, причём происходящих в результате жестоких законов существования, «сосуществования хищников«.
С другой стороны, христианский подход заключается в том, что удаление демонов должно быть произведено в любом случае (поскольку оно — часть борьбы «добра со злом»), хотя, конечно, в настоящее время оно также осуществляется лишь с согласия родственников одержимого. В древней христианской церкви в обряд крещения иудеев и язычников традиционно входило изгнание из них злых духов, населявших, по мнению христиан, души всех язычников. В средние века экзорцизм также составлял часть обряда крещения детей. В современной церковной жизни экзорцизм, как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значение, сохранившись в чине крещения, которое снимает с человека печать греха. В современной церкви обряд экзорцизма может совершаться лишь с благословения епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в «деяние антиканоническое«, губительно действующее и на заклинателя, и на больного. Чин экзорцистов (они причислялись к малым чинам клира, к числу которых кроме них принадлежали остиарии, чтецы и аколиты) появился в Католической церкви в XVI веке после Тридентского собора. Первоначально это название не имело никакого отношения к современному пониманию слова «экзорцизм», как особой практике изгнания бесов из одержимых и было связано с обрядом экзорцизма, проводящемся в ходе таинства крещения для очищения оглашенных от первородного греха. Первоначально совершать этот обряд было одной из обязанностей экзорцистов, однако впоследствии этот обряд стал, как и таинство крещения, совершать священник.
В средние века некоторые священники даже представляли ритуал экзорцизма для публики на площадях, призывая демонов Люцифера, Намброфа, Бечета, Наштарота и Набама изойти. Конечно, такие представления мало заботились о тех, из кого «изгоняли» дьявола, и служили лишь пропагандистским целям, доказывая могущество церкви.
Реальность взаимодействия человека с духами, окружающими его, очевидна как для религии, так и для магии. В то же время, современная религия, отойдя от магического представления о таком постоянном взаимодействии, считает «одержимость» редким проявлением клиппотических сил в плотном мире, значительно суживая спектр взаимодействий. Считая болезни «физическим» проявлением, «попустительством Божиим», люди ограничивают свой кругозор.
Для магов очевидно, что, хотя любая болезнь может рассматриваться как чужеродное вторжение, однако это не означает, что бороться с нею нужно, только напрямую входя в контакт с духами, вызвавшими её. Маги, конечно далеки от представления о болезни как «средства воспитания» и считают необходимым борьбу с нею всеми доступными способами.
При этом, само понятие «нормы» и «патологии» в магии намного более широко, чем в обыденном сознании, и, тем более, в религии. Для магов индивидуальность имеет множество проявлений, которые нередко ценны, и, прежде, чем считать что-то патологией, маг должен задаться своим обычным вопросом: «а что в этом случае происходит с Силой». Только в том случае, если явление приводит к устойчивой постоянной потере Силы, оно может считаться патологичным.
Будучи прагматиками и ориентируясь прежде всего на практическую ценность, маги утверждают, что описание болезни или бесноватости как «вторжения» или как «совокупности симптомов» могут быть равноэффективны в зависимости от конкретного случая.
В то же время, для борьбы с «плотными» проявлениями целесообразнее применять «плотные» средства, поэтому магия в этом является наследницей знахарства, а не шаманизма.
Даже в случае изгнания духа, как и все практические магические операции, экзорцизм должен сопровождаться соответствующими «плотными» мерами, ритуальным «воплощением» духовного действия.
Статья не полная, нет с точки зрения православия. Священник Радион (Алексей Мороз) написал на эту тему книгу «Бесы и демоны».
Экзорцизм может быть успешным, только когда проводник является чистым от греха. Если проводник не является таковым, сам процесс происходит не от Бога а от нечистой силы, и тем усугубляет положение, как одержимого, так и проводника.
Экзорцист должен обладать большими знаниями влияние духов на человека, и Законов Бога.
Приступая к очищению души, экзорцист должен позаботиться об очищении своей души.
И самое главное иметь дар этот от Бога, он дается не от эпископов, а от Бога. В течении учения о своем духовном совершенствовании, человек постепенно получает этот дар как Божественное вознаграждение за стремление к истине. Деньгами его не купишь и обладателем разума он тоже не доступен, а дается, смиренному прошедшему все испытания которыми испытывается душа.
Потом нужно, знать причины заболевания, проклятие и грех, повлиявший на ситуацию.
Но, и угодно ли Богу очищение этого человека, может быть путь его ко спасению через эти страдания. Поэтому сложный путь всех этих понятий нужно учесть, чтобы не навредить никому. Это высшая школа Премудрости, которая дана для избранных, а не для общего знания чтобы люди не навредили себе и не общались с демонами и не погибли.
1.Никто не может быть чист на этой Земле.
2. К экзорцизму прибегают священослужители часто не по своей воле , а по благословению вышестоящих.И у них всё получается.
3. Благословите, а вернее дайте текст вычетки Простому Смертному и у нас всё получится.Больных жватает!
Добрый день.Зовут меня Ирина Александровна.Проживаю в Ярославской области не далеко от Москвы.Люди подскажите проверенного человека кто занимается магией.Ищу колдунью белую или экстрасенса кто сможет мне помочь снять порчу на смерть.
Моя электронная почта toikunova.ira 2015 @yandex.ru
Со мной случилась беда.Мой номер телефона 8 910 969 15 78
В 2000 году сходила к колдунье Храбровай просто погадать на картах.Но она сказала сесть на табуретку я так и сделала как она сказала.Потом она подошла ко мне взяла восковую свечу и стала водить по голове при этом что то шептала и крестила.Через некоторое время отошла в сторонку стала ко мне спиной и опять что то шептала.Когда всё проделала сказала мне поставить 12 восковых свечей и сходить на кладбище.Это я не стала делать.
В 2005 году я когда мылась услыхала не понятно что какую то музыку но очень тихо.И какие это слова но не предала этому значение.Не чего не понимала даже не о чем не догадывалась.
В 2013 году ночью кого то услыхала что кто то на расстояние по слогам очень тихо говорит.Даже такое чуство что дышит кто то не далеко от меня.
В 2014 году я прочитала 2 книги Александр Аксёнов Я-не колдун Я-знахарь .
Там он пишет про нечистую силу и порчу на смерть.Самое главное я вычитала что одна из причин -колдовство и наведение порчи с помощью нечистой силы.
Всё что он пишет это правда я сама не верила и оказалась в такой же ситуации.
Я поняла что слышу на расстояние дьявола нечистую силу.
Слышу дьявола только ночью в комнате около себя где то рядом(дышит,по слогам говорит).Он сам говорит мне что дьявол ,душить не буду ,ищи помощь к экстрасенсу,кто тебе поможет меня убрать и тд.
Пошла я за помощью к Любе Мусиной которая живёт не далеко от меня со всем близко.
Рассказала я ей всё что со мной случилась.Она сказала мне что поставит защиту чтоб мне было легче.Я ей поверила и согласилась.Люба Мусина сказала поднять руки вверх так я и сделала подняла.Сидела я от неё на расстояние на диване.Она взяла замок прошептала чего то над замком потом 3 раза захлопнула.Потом она взяла дупло и вонзила туда 2 гвоздя.Говорила Люба Мусина про какую то сетку смерти и бесов.
Всё проделала она со мной когда мы были с ней только вдвоём.
Когда я пришла домой очень расстроилась поняла что не дела сделала и что меня обманули.
Когда я была дома у себя заткнула крепко уши и услыхала нечистую силу (сущность)у себя в голове поселенец.И на расстояние так же слышу это бес.
Слышу постоянно и днём и ночью в любое время суток.
Не знаю что теперь делать кто мне поможет даже не нахожу дома себе места.
Очень переживаю как жить дальше.
Всё что я пишу это правда я очень запуталась в жизни не знаю как жить дальше.
Очень прошу помогите дайте совет что делать.
Я не могу найти выход из сложной ситуации.
Напишите пожалуйста сможете мне помочь .
В каком городе проживаете.
С уважением,Ирина.
Ирина, не всё то, что мы слышим, есть нечистая сила. Вдруг это просто нейтральные духи или даже ваш ангел-хранитель? Вдруг у вас просто открылся канал слышать мир духов?
Порчи на вас нет, вы её себе придумали. Бабулька та, к который вы пошли, могла вам канал просто отрыть, чтобы вы, возможно, стали ведуньей. А стать ей можно, подружившись и договорившись о взаимопомощи с теми, кого вы слышите.
Если вам это не надо, хотите закрыть канал и до сих пор не нашли, кто это может сделать, то надёжнее всего будет обратиться к психотерапевту. Современная медицинская химия может блокировать те участки мозга, которые позволяют слышать голоса.
Если хотите развиваться как ведунья, съездите к шаманам. Единственно, что знаю, это то, что в московский магазин «Белые облака» иногда приходят давать семинары люди, занимающиеся шаманской практикой. Не знаю, насколько они компетентны в ведении учеников, у которых УЖЕ открыт канал.
Часто сталкиваюсь с тем, что либо близкие люди, либо те, кто с ними очень тесно связан, входят в деструктивные потоки: преисполняются злобой и другими смертными грехами. Например, может сложиться впечатление, что злоба существует сама по себе. По началу она не направлена на кого-то конкретного, имеет целью всё что под руку попадёт, специально выискиваются поводы для злобы (не так лежит салфетка, сюжет из телевизора, другие поводы вообще никак лично не касающиеся человека). Некоторые из поводов чрезвычайно преувеличиваются, а многие вовсе придумываются самым нелепым образом. Если рассудить хладнокровно, то логика такого злобствующего человека существенно отходит от здравого смысла, было бы даже смешно, если б не было деструктивно.
В такие моменты человек и правда «становится демоном для других». И, кажется, почти все его реплики и действия завуалировано направлены на то, чтоб провоцировать слабости других людей, опошлить то, что имеет ценность и причинять боль. Причем, в какой-то момент это накатывает как волной, как лавина начинает идти. Будто случается «обострение» и человека «клинит». Часто под воздействием алкоголя, хотя это и не обязательное условие.
В общем, я не пишу о чём-то «фантастическом», наверняка многим такие примеры известны. Но как же быть? Не читать же тексты экзорцизма над таким человеком? Да он и не дастся. Наверное, важно не запирать своё сердце по отношению к этому человеку. Наверное, это отчасти поможет, несмотря на то, что ты как бы на прямую и не вовлечён в конфликт а лишь свидетель. И подобно тому, как рекомендуют ставить свечку «за здравие» своему недоброжелателю, и здесь стараться увидеть благое зерно этого человека, взывать о благословении истинного начала в нём… Правда и не вижу, чтоб это могло спасти человека, но возможно хоть позволит замедлить падение, может это подарит ему какой-то шанс.
Вы пишете: «маг выступает в роли «проводника», находящего собственную волю жертвы, и помогающего ей выбраться из лап одержимости». Возможно ли это когда жертва сама осознано не желает искать эту волю? Было бы действительно замечательно проводить человека к его собственной воли. За счёт чего это возможно в таком «магическом экзорцизме»? Ведь в обычных условиях путешествие к собственной воли у мага требует невероятных усилий, настойчивости и искусности. При том, что это он сам искренне желает изменить свой мир. Так за счёт чего найти ресурсы когда контрольный пакет сознания одержимого (диббук/иббур) этого не желает, на что опереться?
Трудности в трансформации окружающего мира очень часто связаны с тем, что мы думаем о том, что мы должны «делать«, вместо того, чтобы думать о том, кем мы должны быть. И хотя хорошо понятно, что не умеющий плавать сам вряд ли сможет эффективно спасть утопающих, очень часто имеет место именно такой образ действий. Для того, чтобы вывести кого-то из дебрей деструктивных матриц, нужно сперва самому отыскать этот путь. Неверно будет говорить, что эффективным экзорцистом может быть лишь святой, полностью лишенный недостатков и чуждый всему деструктивному. Но, тем не менее, лишь тот, кто научился в самом себе противостоять тьме, кто умеет отслеживать в самом себе активацию деструктивных потоков и максимально быстро выходить из них — сможет помочь другому пройти этот же путь. А это значит, что помощь другому нужно начинать с помощи себе. Понятно, что знание способов выхода из темных матриц, умение прерывать в себе их влияние не делает нас сразу полностью невосприимчивыми к их влиянию; для того, чтобы полностью «выкорчевать» эйцехоре из сознания, нужно пройти долгий и непростой путь, но, тем не менее, именно научившись находить в себе эти «семена зла», те зацепки, за которые держатся и которыми питаются разрушающие потоки, мы способствуем не только очищению своего сознания, мы выступаем и как катализатор изменение вокруг. И в том случае, когда собственных усилий находящегося в плену дестракторов не хватает, именно индукция в нем активности конструктивных матриц, происходящая, отчасти «автоматически», а отчасти — как результат волевых усилий экзорциста, и помогает инициировать процесс очищения.
Спасибо, интересная и правильная статья