Планеты, Промежуток и Грань
Как мы уже не раз упоминали, Герметический миф рассматривает присущие любой системе творческие активности в виде так называемых «вторичных причинностей» или «планетарных сил».
Гностики, неоплатоники, а вслед за ними – и маги «классической» эпохи выделяли в мире и в сознании семь видов творческих импульсов: три «коагуляционных» (оплодотворение, управление и овладение), три «сольватационных» (оскопление, усыпление и слияние) и один – «андрогинный» (приспособление).
Другими словами, считали, что «создать» движение можно тремя путями: оживлением, управлением и принуждением; «отменить» движение — лишением оплодотворяющей способности, пассивированием или поглощением, а «трансформировать» — перенастройкой, адаптацией.
Эти виды «управляющих действий» были описаны как «планетарные принципы» и сопоставлены с широким спектром существ и проявлений как в макро-, так и в психокосмосе.
При этом, из всего многообразия таких проявлений, с точки зрения целей и задач Магии, особого внимания заслуживают два, состоящие в пересечении граней между мирами и состояниями. Одни из них – это активности перехода от «виртуальности» — к «реальности» и обратно, между Промежутком и мирами, второй – поддержание баланса между генерированием и потреблением энергии, между «сефиротическими» и «клиппотическими» состояниями. Как мы уже не раз отмечали, первый вид активности осуществляет иерархия Архонтов, второй – Привратников и Эпиклетов.
Важно понимать, что для каждой из этих иерархий «планетарный» способ описания достаточно ограничен, поскольку активности всех «пограничных» сил всегда весьма сложны и многообразны. Ни для Привратников, ни, тем более, для Правителей этот аспект их природы не является основным, хотя, конечно, он и помогает понять некоторые характерные особенности их активности.
Тем не менее, и «планетарный аспект» гоэтических Привратников достаточно четко очерчен, идентифицирован и зафиксирован в Гримуарах, а для описания Архонтов эта характеристика часто выступает основной.
Так, с планетами соотносит Правителей Межмирья и Ориген в его изложении офитской теологии, и «Апокриф Иоанна», и другие гностические источники, а в более позднее время этот аспект рассмотрен в гримуаре «Арбатель», описавшем Гептаду Архонтов как «Олимпийских Духов». Собственно, «Магия Арбателя» и именует этих духов «Правителями», а сам Символ Арбателя с давних пор используется как один из «якорных знаков», который в силу своей синтетической природы не может быть изображен в Межмирьи и потому позволяет разрушать исходящие оттуда иллюзии. Именно «Арбатель» мог бы послужить в новое время первым путеводителем по Промежутку, и как мы уже упоминали, «пионер» в исследовании Межмирья — Джон Ди — писал, что ему удалось вызвать по меньшей мере одного олимпийского духа — духа Солнца (Окх).
Возникает вопрос – почему «Арбатель» оперирует греко-египетскими именами Архонтов, а более ранние гностические тексты предпочитают семитские эпитеты? Для гностиков была важна прежде всего вихревая природа Правителей как выразителей творческого начала, а эту природу лучше отражают семантические структуры, построенные на халдейской базе, в то время как для средневековых магов более существенной казалась властная составляющая энергии архонтов, которую точнее передает «Солнцерожденная» египетская семантика.
Так, называя «Архонта Венеры» Астафайем (עשטפי), мы открываем его поглощающую природу, в то время, как обращаясь к нему по имени Хагит (Ηαγιθ) – говорим больше о чистоте и любви.
Кроме того, мы уже также отмечали, что, в то время, как Привратники и эпиклеты имеют служебную природу, Архонты в своей основе свободны, а потому если в первом случае следует применять гоэтические подходы, то контакт с Правителями ближе к теургии.
Как и другие области Магии межмирья, разработка минимально-травматичных подходов к контакту с Архонтами приобретает особое значение в последнее время, поскольку экспансия этих существ в миры становится активной и лавинообразной, а значит – должны быть выработаны и эффективные стратегии противостояния им.
Добавить комментарий