Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Концепция Демиурга как Свойства сознания: Платонизм и неоплатонизм

Идея того, что сознание, понимаемое как в своем универсальном, метафизическом, так и в конкретном, единичном, смысле является автором и творцом проявленного мира, имеет глубокие корни. При этом как маги, так и философы с древних пор отмечали разницу между Божественным, всеведающим и совершенным, творческим сознанием, и ограниченным, частным, часто погруженным в неведение – демиургическим уровнем.

Можно сказать, что каждый человек в своей внутренней жизни действует как Демиург, создавая и структурируя свою личную реальность через мышление, восприятие и интерпретацию. Это создает параллели с платоновской концепцией, где Демиург представляет собой активность разума, которая упорядочивает хаос в сознании.

Как мы уже отмечали, концепция Демиурга, или создателя, представляет собой один из центральных элементов философии платонизма и неоплатонизма. Эти философские традиции предоставляют целостные системы, включающие взгляды на роль «низше-божественного» творящего деятеля в организации и упорядочивании мира.

Уже в платоновской философии, особенно в диалоге «Тимей», Демиург представлен как божество, которое создает и упорядочивает мир из хаоса. Платон описывает Демиурга как божественного ремесленника, который, опираясь на вечные идеальные формы, формирует материальный мир. Такая концепция имеет много общего с древнеегипетскими представлениями, также четко разделявшими концепции «творения» и «созидания». По Платону, Демиург действует из разума и стремится упорядочить вселенную в соответствии с идеальными принципами.

В этой системе демиург — это не просто создатель, но и принцип организации. Он берет первичную, неорганизованную материю и придает ей форму и структуру. Этот процесс упорядочивания осуществляется через разум или «Нус», который является выразителем божественного разума и источником всех порядков в материальном мире. Демиург, таким образом, рассматривается как своего рода сознательная сила, которая формирует и упорядочивает реальность, опираясь на вечные идеальные формы. Эта концепция предполагает, что мир как таковой существует благодаря активной деятельности разума, который организует и структурирует неопределенное пространство.

Неоплатонизм, развившийся в работах Плотина и его последователей, трансформирует платоновское представление о Демиурге. Здесь Демиург не является отдельным личностным богом, а скорее принципом разума и упорядочивания, который пронизывает всё существование. В неоплатонизме основная структура сознания описывается как триада: Единое, Разум (Нус) и Душа (Психе). Таким образом, Плотин, следуя учению Платона, рассматривает Демиурга как эманацию из «Единого», но уточняет, что процесс эманации включает несколько уровней — от самого Единого до космического порядка и материального мира.

  1. Единое (ТἝν): В неоплатонизме Единое или Монада представляет собой высшую и неделимую реальность, которая находится за пределами всякого описания и понимания. Это первопринцип, источник всего существующего.
  2. Нус (νοῦς): Нус или Разум происходит от Единого и представляет собой божественный интеллект. Он эмитирует идеальные формы и упорядочивает космос. В этом смысле Нус в неоплатонизме часто отождествляется с функцией демиурга как организующего принципа, но теперь этот принцип имеет более абстрактное и высокое положение.
  3. Психе (Ψυχή): Психе, или душа, является третьей составляющей триады, и она организует материю в соответствии с интеллектуальными принципами Нуса.

В этом контексте Плотин стремится объединить платоновскую философию с более поздними идеями, чтобы создать комплексное объяснение порядка Вселенной. В частности, Плотин стремится примирить аристотелевскую концепцию актуальности, ἐνέργεια (действие) с платоновской идеей Демиурга. Он метафорически идентифицирует Демиурга с Зевсом, что позволяет интегрировать философские идеи о разуме и действии в единую онтологическую конструкцию. Таким образом, Демиург у Плотина становится частью более широкой философской системы, отражающей сложные взаимосвязи между разумом, материей и космическим порядком. В этом контексте Демиург также является выражением разума, но его роль значительно изменяется.

Демиург Плотина это — Нус (разум Бога), который проявляет себя как один из трех упорядочивающих принципов:

  1. Архе (ἀρχή, греч. «начало») представляет собой первичный источник всего существующего. Это первопричина, из которой исходят все другие уровни реальности.
  2. Логос (λόγος, греч. «разум/причина») — это разум или причина, скрытая за внешними проявлениями. В неоплатонической философии Логос представляет собой аспект разума, который упорядочивает и структурирует реальность, поддерживая космический порядок.
  3. Гармония (Ἁρμονία) связана с числовыми соотношениями и математическими принципами, которые определяют структуру и порядок в мире. Этот аспект отражает идею о том, что мир имеет математическую и гармоническую основу, которая упорядочивает и структурирует материю.

Таким образом, в раннем неоплатонизме Демиург (в форме Нуса) представляет собой высшее сознание, которое не только создает, но и поддерживает порядок в мире через интеллектуальное воздействие. В этой системе он не просто создатель, но и источник всего упорядочивания и структуры. В то же время, идея творчества распространяется и на единичное сознание, где внутренний разум и понимание активно формируют восприятие и интерпретацию мира.

В системе Ямвлиха Демиург также играет более сложную и менее центральную роль по сравнению с платоновской концепцией. Ямвлих исходит из представления, что Демиург не является просто творцом материального мира, а представляет собой более высокую степень интеллектуального порядка. В его системе Демиург становится частью более сложной иерархической структуры, состоящей из «Единого» (Пантеистического источника) и интеллекта (Нус).

Ямвлих утверждает, что «Единое» или Монада находится на вершине иерархии, являясь источником всего существующего. Среди его эманаций есть второе, сверхсуществующее «Единое», которое производит интеллект и душу (Ψυχή). Демиург в этом контексте не является отдельным от «Единого», но представляет собой аспект интеллекта (Нус), который организует мир. Ямвлих описывает «Единое» как первопричину, из которой исходят все другие сущности, включая интеллект и душу. При этом Источник и Демиург (материальная сфера) существуют в процессе henosis (γένοσις, объединения). Интеллект, в свою очередь, создает мир и поддерживает порядок, при этом Демиург представляет собой высшее проявление интеллекта, управляющее материальными элементами.

Единое делится на сферы интеллекта: первая и высшая сфера — это объекты мысли, в то время как последняя сфера представляет собой область мысли. Таким образом, формируется триада, включающая интеллигибельный nous, интеллектуальный nous и психику, что помогает примирить различные эллинистические философские школы, такие как actus и potentia (действительность и потенциальность) Аристотеля и Демиурга Платона.

В этой системе Демиург играет роль принципа, который упорядочивает материю, но не является источником первичной энергии. Как и в платоновской традиции, Демиург организует мир, используя интеллигибельные идеи и принципы. Ямвлих подчеркивает, что Демиург является более высокой стадией интеллекта, а материальный мир — это его проявление, организованное через более сложные интеллектуальные структуры.

Таким образом, как платонизм, так и неоплатонизм отмечают, что Демиург как творящая активность связан с разумом и сознанием. В платонизме демиург — это принцип, рациональный упорядочиватель, который формирует мир из хаоса. В то же время в неоплатонизме Демиург как Нус представляет собой высшее сознание и интеллект, причем как на единичном, так и на всеобщем уровне, которые организуют вселенную в соответствии с идеальными формами.

В обеих традициях концепция Демиурга связана с функцией разума и сознания, однако неоплатонизм добавляет дополнительную метафизическую сложность, поднимая демиурга на более высокий уровень абстракции и духовности. В платоновском контексте демиург более конкретен и связан с процессом упорядочивания материального мира, тогда как в неоплатонизме его роль становится более связанной с высшими интеллектуальными и космическими принципами.

В этом контексте Демиург становится символом внутренней активности разума, который организует и придает структуру восприятию и описанию мира, то есть, фактически – и создает ту картину, в которой существует и действует индивид.

Эта концепция хорошо согласуется с идеями неоплатонизма, где каждый ум или сознание (νοῦς) играет роль в формировании и восприятии реальности. Таким образом, Демиург как активность сознания может быть интерпретирован как способность каждого индивидуума создавать и упорядочивать свой собственный мир, исходя из внутренних принципов разума и понимания.

Один комментарий на «“Концепция Демиурга как Свойства сознания: Платонизм и неоплатонизм”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *