Архонты, клиповое мышление и современный мир
Как мы уже не раз отмечали, в последние два десятилетия произошло существенное перераспределение в направлениях рассеяния психической энергии человечества: если еще недавно основной причиной такого рассеяния была неэффективная или неверная реализация желаний, то в последнее время рассеяние происходит на этапе оформления, возникновения и осознания самого мотивационного потока. Другими словами, если в прошлом основной пробемой человека было «как реализовать желание», то сейчас такая проблема в том, чтобы «найти само желание».
Мы уже говорили, что такую «астению воли» Герметическая традиция называет «влиянием Архонтов». И хотя в Традиции пока не сложилось единого мнения по поводу происхождения и природы этих сил, их влияние совершенно очевидно.
Будучи обитателями (или порождениями) виртуальной среды Промежутка, Архонты являются силами и деятелями, поддерживающими баланс между проявленными и виртуальными пространствами, причем «реальные» миры они воспринимают лишь как сырьевой ресурс, источник энергии для снабжения Межмирья.
Именно с этой точки зрения становится понятным, почему характерной чертой современного общества стало так называемое «клиповое мышление» — поверхностное, быстрое но неглубокое восприятие информации, которое, как нетрудно заметить, и характеризуется значительным рассеянием психической энергии. В эпоху распространения цифровых технологий, когда информационные потоки непрерывно и интенсивно воздействуют на людей через социальные сети, видеоролики и короткие тексты, сформирован этот новый способ функционирования сознания, который характеризуется тенденцией к быстрой смене внимания и трудностью в поддержании концентрации на длительных и сложных задачах.
Таким образом, формируется первый вид зависимости человека, как генерирующего психическую энергию существа, от неорганической, цифровой среды, ведущей в перспективе к слиянию биологических и электрических источников для образования тонической пневмы – энергии функционирующего сознания.
Еще раз отметим этот чрезвычайно важный факт: впервые в истории человечества источником энергии для функционирования психики стала внешняя генерация. Если в прошлом практически все впечатления, эмоции, аффекты возникали в основном за счет собственной энергии мозга или генерировались другими (также биологическими) существами, то сейчас все более значимым источником для тонизирования пневмы становится цифровая среда, использующая электричество.
Широко внедряемые и повсеместно распространенные технологии и медиаформаты существенно изменили саму информационную среду, в которой существуют биологические носители сознания. Социальные сети, видеоролики и реклама предоставляют информацию в виде коротких, ярких и эмоционально насыщенных стимулов. Это приводит к тому, что мозг приучается к быстрой и поверхностной обработке данных. Многократное повторение таких стимулов формирует новые когнитивные привычки и существенно перестраивает сам способ восприятия и обработки информации.
Таким образом и формируются два вида «дофаминовой зависимости», в которых источником стимуляции нервной системы становится цифровая среда с ее внешними источниками энергии: зависимость от социальных сетей (и ее результат — клиповое мышление), и зависимость от компьютерных игр и симуляций. Понятно, что механизмы этих зависимостей весьма схожи, и задействуют одни и те же адаптационные «баги» мозга. Результатом же становится то, что человек превращается из системы, перерабатывающей пищу и биологические стимулы – в либидо, в новую и уникальную трансформационную систему, которая производит «красный свет» с использованием как биологической, так и электрической энергии. Результатом может стать «биологически-цифровой гибрид», который, конечно, произведет «промышленную революцию» в поставлении энергии в Промежуток, а потому является весьма перспективным направлением «селекционной работы» Архонтов.
Рассмотрим подробнее особенности тех изменений, которые происходит. Как мы уже упоминали, первая такая особенность — клиповое мышление — связано с трудностью сосредоточиться на сложных или длительных задачах. Люди с клиповым мышлением склонны уделять меньше внимания глубине и деталям информации. Они быстро «пролистывают» данные, запоминая только самые яркие и простые моменты. Это приводит к тому, что они быстрее устают и переключаются на другую деятельность, не завершив начатое, а сгенерированная психическая энергия при этом рассеивается (и в значительной степени оттекает в Промежуток). При этом предпочтение отдается информации, которая мгновенно приносит удовольствие или удовлетворение, например, яркие изображения, короткие видео, мемы и заголовки новостей. Именно они вызывают быструю активацию пневмы с ее дальнейшей потерей. Такие люди воспринимают и усваивают информацию лишь в виде отдельных, несвязанных между собой фрагментов. Поэтому клиповое мышление снижает способность к аналитическому мышлению, глубокому пониманию и критической оценке информации, а значит – и к способности управлять своей энергией. Люди теряют умение строить сложные причинно-следственные связи и осмысливать информацию на глубоком уровне. Этот когнитивный стиль может снижать эффективность обучения и обесценивать сложные интеллектуальные задачи, создавая предпосылки для постоянного поиска новых стимулов, которые мгновенно активируют систему вознаграждения. Кроме того, постоянное воздействие новых и разнообразных стимулов приводит к эмоциональной нестабильности и затруднениям в регулировании настроения и стресса, что, конечно, также является фактором, способствующим рассеянию энергии.
Клиповое мышление способствует чрезмерному потреблению цифрового контента и зависимости от технологий. Оно сопровождается необходимостью частого получения новых и захватывающих стимулов, которые, тем не менее, «проходят транзитом» через сознание, не запечатлеваясь в нем. Цифровая среда, с ее быстрым темпом обновлений, мгновенными уведомлениями и постоянным потоком контента, удовлетворяет это влечение. Люди с клиповым мышлением ищут в цифровой среде источник постоянного и разнообразного стимулирования, что способствует увеличению времени, проведенного в социальных сетях, играх и других цифровых активностях.
Они привыкают к коротким, но частым всплескам удовольствия и вознаграждения, что делает их менее удовлетворенными от менее частых, но более значимых вознаграждений, таких как достижения в реальной жизни. Это приводит к дальнейшему увеличению зависимости от цифровых стимулов для поддержания уровня удовольствия и удовлетворения.
На биологическом уровне клиповое мышление связано с дисбалансом в медиаторных системах. Так, чрезмерное воздействие на дофаминовую систему создает привычку к быстрой стимуляции, в то время как нарушение баланса между дофамином, норадреналином и ацетилхолином приводит к трудностям в поддержании внимания и концентрации. Переизбыток кратковременных стимулов и недостаток длительного внимания изменяют когнитивные функции, приводя к поверхностному восприятию и трудности в глубоком понимании.
Однако именно изменение восприятия и информационной среды является первичным фактором, который приводит к дисбалансу медиаторных систем, способствующему развитию клипового мышления. Со временем этот дисбаланс закрепляется, усиливая когнитивные привычки, связанные с поверхностным восприятием и постоянным поиском быстрых стимулов.
В то же время, не нужно думать, что все так просто и люди лишь «по глупости» попадают в «дофаминовую ловушку» цифрового подкрепления. Меняется сама структура мира, гемармен приобретает новые черты, и в этом новом мире, насыщенном информационными потоками и быстрыми изменениями, такое функционирование сознания уже не выглядит патологией, наоборот, оно может предоставлять и определённые преимущества по сравнению с более традиционным подходом, основанным на глубоком вникании в каждый процесс. Напомним, что задачей Архонтов не является разрушение или упадок физических миров, наоборот, они всячески заинтересованы в их процветании, подобно тому, как хороший фермер старается внедрять все новые технологии для повышения производительности своего сельского хозяйства. Поэтому формирование биологически-цифровых гибридов не должно приносить страдания или неудобства, наоборот, оно должно повышать субъективный уровень удовлетворенности жизнью.
Одним из главных преимуществ, закрепляющих клиповое мышление в этом новом, цифровом, мире является адаптивность к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. В мире, где информация поступает из разных источников и с высокой скоростью, способность быстро переключаться между различными источниками данных и задачами может показаться важным преимуществом. Люди с клиповым мышлением на самом деле способны находиться в множественных потоках информации, что делает их более гибкими в быстро меняющейся цифровой среде. В условиях быстро меняющегося рынка труда и технологий, такая адаптивность может оказаться очень существенным фактором успеха.
Клиповое мышление также поддерживает способность к многозадачности, что означает умение одновременно, пусть и неглубоко, выполнять несколько задач или обрабатывать несколько источников информации. Эта способность может быть полезна в условиях, когда необходимо эффективно справляться с множественными обязанностями и задачами. В отличие от более традиционного подхода, предполагающего глубокое погружение в один процесс, клиповое мышление позволяет быстрее реагировать на изменения и управлять разными аспектами деятельности одновременно.
Современный мир предоставляет огромные объемы информации, и клиповое мышление позволяет эффективно фильтровать и обрабатывать эти данные. Вместо того чтобы затрачивать время на глубокое изучение каждой детали, клиповое мышление фокусируется на извлечении ключевых моментов из больших объемов данных. Это может быть особенно полезно в условиях избытка информации, где способность выделять важные факты и быстро адаптироваться к новым данным имеет большое значение.
Клиповое мышление также может стимулировать поиск новизны и инновационных решений. Склонность к быстрой смене стимулов и информации может способствовать креативному мышлению и разработке новых идей. В условиях, где инновации и креативность становятся важными конкурентными преимуществами, способность быстро адаптироваться и генерировать новые идеи может стать значительным преимуществом.
В современном обществе, где цифровые коммуникации и социальные сети играют важную роль, клиповое мышление может облегчить адаптацию к этим новым стилям общения. Люди, склонные к клиповому мышлению, могут легче воспринимать и адаптироваться к коротким, быстрым форматам общения, характерным для социальных сетей и онлайн-платформ. Это может несколько улучшить их способность эффективно взаимодействовать в цифровой среде и поддерживать актуальные социальные связи.
Соответственно, современное общество становится все более настроенным на людей именно с такой когнитивной стратегией, и все быстрее движется в сторону «слияния» человеческого сознания, фрагментирующегося и рассредотачивающегося, с машинными формами интеллекта. К примеру, так называемые «цифровые ассистенты» постепенно становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Машинный интеллект может эффективно справляться с рутинной работой и задачами, требующими сосредоточения и внимания, в условиях быстро меняющихся стимулов.
Цифровые ассистенты, такие как голосовые помощники и специализированные приложения, призваны помочь структурировать и организовать информацию, упростив доступ к нужным данным и сократив время на поиск. Такие инструменты берут на себя функцию эффективной фильтрации информации, а также предлагают контекстуальные подсказки и автоматизируют рутинные задачи, позволяя пользователям сосредоточиться на более приятных аспектах своей деятельности.
В то время, как клиповое мышление часто сопровождается трудностями в принятии долгосрочных решений и анализе сложных ситуаций, машинный интеллект может сыграть важную роль и в этом процессе, предоставляя аналитические инструменты для оценки различных сценариев и прогнозирования последствий. Адаптивные алгоритмы ИИ помогут в сборе и анализе данных, предлагая рекомендации на основе исторических данных и текущих тенденций, фактически принимая вместо пользователей решения в условиях неопределенности.
Для людей с клиповым мышлением одним из основных вызовов является поддержание концентрации на одной задаче. И в этом им также помогают цифровые ассистенты, которые могут предложить решения для повышения продуктивности, включая методы управления временем и напоминания о текущих задачах.
На деле же такое использование лишь усугубляет проблему, делая человека все более зависимым от цифровой среды. Такая зависимость от цифровых ассистентов и ИИ будет вести ко все большей редукции некоторых когнитивных навыков, таких как способность к запоминанию информации, аналитическому мышлению и решению проблем. Если пользователи полагаются на технологию для выполнения задач, которые они раньше выполняли самостоятельно, это ведет к снижению способности решать проблемы и обрабатывать информацию без помощи ИИ.
Это, в свою очередь, будет вести к тому, что люди станут полагаться на машинный интеллект для принятия решений и управления повседневными задачами, что, в свою очередь, неизбежно ослабит и без того редуцированные их собственные навыки и способности.
Хотя ИИ способен обрабатывать большие объемы информации и предоставлять рекомендации, он часто ограничивается шаблонными подходами и алгоритмами. Это приучает к поверхностному мышлению и повторению одних и тех же решений, что снижает креативность и инновационность.
В результате доверие к цифровым помощникам неизбежно снижает уровень автономии пользователей в принятии решений. Когда люди полагаются на цифровую среду для принятия решений вместо того, чтобы анализировать информацию и делать выводы самостоятельно, это ведет к потере критического мышления и самостоятельности.
Таким образом, важно понимать, что клиповое мышление — это не просто патология, это — адаптивная реакция на выстроенные в современном мире информационные условия. Ряд его свойств, таких, как адаптивность, многозадачность и способность к быстрой обработке информации, могут показаться важными преимуществами в условиях современного, все больше виртуального и цифрового, мира, однако оно может привести к когнитивным и образовательным проблемам, если не будет сбалансировано с практиками, развивающими способность к длительной концентрации, глубокому анализу и критическому мышлению.
Невозможно однозначно сказать, насколько необратимыми и неизбежными являются наблюдаемые изменения, насколько глубоко уже сейчас зашла трансформация сознания, его механизмов генерирования и переработки энергии. Однако если люди не изменят свой образ мышления и действий, формирование биологически-цифрового гибрида представляется закономерным путем эволюции, и у этого пути вроде бы и нет негативных сторон, кроме того, что человек жертвует своей свободой и самостоятельностью, при этом повышая свою «пищевую ценность» для обитателей Промежутка.
День добрый. Можете ли вы подсказать пути для поиска желания («найти само желание»)?
Здравствуйте.
Об этом на данном блоге есть целый ряд статей:
https://www.enmerkar.com/magus-way/obretenie-zhelanij
https://www.enmerkar.com/magus-way/vozniknovenie-zhelanij
https://www.enmerkar.com/magus-way/usilenie-zhelaniya
https://www.enmerkar.com/magus-way/zhelaniya-i-zhelayushhie
https://www.enmerkar.com/magus-way/istinnoe-zhelanie
Благодарю за ответ. А из-за чего сознание не находит желания для реализации? В чем может крыться причина?
Причина в лени и неведении — мы не хотим находить свою природу, а потому ловимся на более дешевые и доступные приманки
Благодарю за ответ. А если есть другая, так сказать, причина не связанная с ленью и неведением. Поиск своей искры (своей природы) очень сильно затруднен. Как будто сама внутренняя система сопротивляется этому, блочит доступ. В чем может крыться тут причина? В страхе перед собственной природой потока сознания? Паразитом сознания? Иными силами? Как можно обойти это?
Конечно, система, выстроенная как пищевой ресурс, будет сопротивляться. Быстрых путей преодоления этого не существует, только упорная практика.
Интересно ваше мнение по четырем вопросам.
Вы описали адаптивное изменение сознания под цифровизацию.
А что вы думаете про изменения при возникновении а) речи б) письменности.
Про первое мне судить тяжело. А вот про второе точно мудрецы своего времени имели сложное мнение. Я просто пытаюсь представить подобный же текст (хаха) о том как письменность удобна и полезна, но несёт такие и такие побочные ослабления сознания.
Второй вытекающий вопрос.
Не кажется ли вам, что цепочка «речь-письменность-цифровизация-слияние с ИИ » в целом один и тот же вектор.
И если да, то почему нам надо остановиться на письменности в нем. Чем это не шаг в сторону виртуализации.
И наконец совсем уж причинный вопрос. А точно ли тесное проникновение мира и промежутка это плохо. Как возможный вектор эволюции мироздания. Или фаза цикла. Не было ли так уже когда-то, если предположить, что когда-то наш материальный мир был другим и в нем материально присутствовало многое то, что сейчас мифическое.
Здравствуйте.
во-первых, в очерке не было разговора о том, что «хорошо», а что «плохо», а просто была предпринята попытка описания складывающейся ситуации.
Во-вторых, я никогда не претендую на роль инфлюэнсера, не пытаюсь влиять на выбор, который делает человек или люди, я лишь пытаюсь сделать так, чтобы этот выбор был информированным, чтобы люди понимали, какие у них есть возможности и вероятности.
О векторах(просто мнение), речь=передача информации непосредственно, письмо=передача информации через пространство и время, …=передача информации вне времени и пространства. Так что цифровизация и ИИ — топтание на месте, уж извините.
Энмеркар,
подскажите,
с точки зрения развития и селекции клипового мышления в срезе когнитивного подхода.
Вот клиповое мышление, по идее, это поход по коробочкам со смыслами или эмоциями, подготовленными другими людьми для тебя?
Удовольствие основано на «открытии», «достижении» этих смыслов и эмоций из начальной позиции стояния перед стеной.
С точки зрения селекции такого мышления, как развить глубоко интуицию и логику остроту взора и проницательность?
Клиповое мышление — это попытка почувствовать свою реальность через признание твоей реальности другими. Когда человеку ставят «лайк» на публикации, у него появляется «подтверждение» того, что он есть, что он «признан» другими. Так что это «путешествие по коробочкам со смыслами», которые люди готовят для себя, а не для других.
Соответственно, нужно искать другие опоры для чувства собственной реальности, это то умение, которое маги с давних пор называли «отождествлением со своим Путем». (https://www.enmerkar.com/magus-way/put-kak-fundamentalnaya-kategoriya)