Жунбо и Абара: демоны «священных» мест
Мы уже отмечали, что с точки зрения Магического мироописания, любая сила или энергия нуждается в носителе или опоре для своего проявления.
При этом важным является соответствие силы – своему «сосуду», а также обеспечение условий для установления и поддержания контакта между силой и ее проводником. И если идея важности первичного контакта обычно достаточно очевидна, то представлении о необходимости его постоянного поддержания нередко ускользает из внимания.
В то же время, как религиозные, так и магические традиции настаивают на том, что любое место или объект Силы, лишенное необходимого внимания и заботы, не просто приходит в упадок или разрушается, но – часто превращается в свою противоположность становится источником зла и деструкции.
Еще библейские тексты именовали этот эффект «Мерзостью запустения» (ивр. מְשֹׁמֵם שִׁקּוּץ , др.-греч. τὸ βδέλυγμα τῆς ἐρημώσεως), причем такое словосочетание встречается в Библии четырежды. Иудейская традиция связывает такое явление с особым классом «козлоногих» демонов – сеирим (שעירים), относящихся к свите Азазеля и обычно обитающих в бесплодных местах, пустынях, но особенно предпочитающих всевозможные руины, в которых они «доедают» остатки энергии, оставленной бывшими жителями.
Речь идет о том, что для религиозных мест и объектов поклонения инициирующим и поддерживающим связь между силой и ее носителем является именно человеческое намерение, человеческое внимание, и как только это внимание ослабевает – сосуд «пустеет», а оставшиеся в нем энергетические остатки привлекают хищников, которые, во-первых, доедают то, что было рассеяно, а, во-вторых (и это гораздо более важно и опасно) – используют сосуд в своих целях, провоцируя выбросы энергии у тех немногочисленных людей, которые каким-то образом попадают во взаимодействие с ним.
История знает множество примеров того, как «демоны» (на деле – чаще всего голодные элементарии) «поселялилсь» в храмах или священных изображениях, и, говоря от имени бога и требуя поклонения, получали энергетические подпитки.
В тибетском буддизме также выделяли особую категорию таких духов из класса «мар» (тиб. дуту), которых именовали «жунбо», и которе также любили селиться в заброшенных монастырях, статуях или ступах, «отвращая» людей от почитания будд и богов, и провоцируя на неправедные поступки.
Интересную категорию подобных захватчиков составляют так называемые «Абары» — «церковные бесы» народного черного колдовства. Как считают, Абара обитает в священных местах, где присутствует грех и нарушение религиозных норм. Это существо воплощает тьму, стремится к разрушению духовной чистоты и поддерживает колдунов и ведьм в их злых делах. С этим связаны его функции и происхождение имени, восходящего к корню, связанному с понятием «борьбы»: имя «Абара» происходит от древнеславянского корня, связанного с глаголом «бороться» или «создавать препятствия». Это хорошо отражает суть духа, который выступает в качестве силы, противоборствующей свету и праведности. Абара — не просто «наблюдатель» за грехом, а активный участник, стремящийся разрушить духовную гармонию и благочестие. Его природа — это вечная борьба с добром, которое должно присутствовать в церкви, он проявляется только там, где его действия возможны — в местах, где есть грех.
Таким образом, Абара обитает не в каждой церкви, а только в тех, где нарушаются божественные законы. Он предпочитает места, где духовная чистота нарушена, и питает свою силу от прихожан, которые посещают храм без праведных мыслей. Люди, приходящие в церковь формально, без искренности и духовного стремления, становятся источником энергии для Абары.
Особенно силен Абара там, где проводятся ритуалы черной магии. Его присутствие усиливается в священных местах, которые подвергаются осквернению через колдовство и злые обряды. Он выступает как помощник ведьм и колдунов, помогая им в темных делах, питается их энергетикой и поддерживает их силы. В этом смысле его предназначение — способствовать темным магическим ритуалам, разрушая божественный порядок и гармонию.
Таким образом, Абара — это сила, действующая через грех и пороки, которые люди приносят в церковь. Он не может влиять на праведные и чистые храмы, где священники и прихожане искренни в своей вере и следуют Божьим заповедям. Но там, где праведность уступает место лицемерию или греху, Абара становится мощным духом, создающим хаос и питающим зло.
Все эти примеры показывают, что оставленные без должного внимания религиозные и магические объекты легко могут стать источником зла и деструкции. А потому, повторно начиная их использование, необходимо провести ритуалы очищения даже тогда, когда никаких внешних признаков осквернения или вмешательства не заметно.
В славянской демонологии есть такая группа бесов, под общим названием «бирюк». Считается, что бирюки живут в заброшенных, оставленных людьми строениях (любых — не обязательно религиозных).