Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Арс Нотория – искусство чтения сигилл

Мы уже обсуждали, что система «Ключиков» Соломоновой Магии уникальна тем, что каждая из ее книг предлагает не только уникальную идею, взгляд на одну из групп служебных сущностей, но и уникальный метод, подход к взаимодействию с ними так, что, будучи взятыми вместе, в единой «связке», эти «Ключики» предоставляют целостный и универсальный способ оперирования нисходящими вихрями.

Так, «Гоэтия» говорит о Вратах и Привратниках, предлагая сам Эвокативный Ритуал как метод прямого вопрошания, «Теургия Гоэтия»  — о Серых Вихрях и Странствующих духах, указывая на место демонов в общей структуре существ Промежутка и вводя представление об их матричной стороне проявления, «Арс Паулина» рассматривает вихревую природу этих сущностей и объясняет законы, по которым эти вихри существуют и взаимодействуют, «Арс Алмадель» говорит о структуре пространства, в котором развивается активность этих суностей, рассматривая Промежуток в его дихотомии Пространства и Грани, а «Арс Нотория» — посвящена «семантической» стороне строения вихрей, рассматривая их не с «астральной», а с «логостической», смысловой позиции.

Формально «Арс Нотория» является самой старой из частей «Лемегетона», ее рукописи известны с XII-XIII веков, и она породила большую «вторичную» литературу, развивающую идеи первоисточника. Среди таких «продолжений» — «Труд трудов» (Opus Operum), «Книга цветов небесного учения» (Liber Florum Caelestis Doctrinae), Иоанна Мориньи, «Краткое искусство» (Ars Brevis), «Искусство сокращений» (Ars Abbreviata), «Искусство Павла» (Ars Paulina) или «Искусство Павла семи фигур», чтобы отличать его от одноименной книги «Лемегетона», «Искусство нотории, которое Всемогущий Творец открыл Соломону» (Ars Notoria, quam Creator Altissimus Salomoni revelavit) и другие. Все эти произведения посвящены особой «гоэтической» трансформации сознания (разума) оператора, позволяющей ему перейти к «непосредственному» пониманию природы, энергии и имен призываемых сущностей.

Название книги, «Искусство заверениянотариата»)», обычно трактуют именно в смысле развития такого состояние уверенности, Авторитетности сознания, на которое и направлены усилия изучающего книгу. Однако в этом названии кроется еще и «второе дно», его можно читать и как «Искусство нотарикона», то есть – прочтения скрытых смыслов, «развертывания» содержания имен и терминов, что указывает еще на один метод, неявно рассматриваемый в книге.

Терминологически и идеологически «Арс Нотория» перекликается с Гонориевой традицией; многие молитвы и заклинания повторяются и в «Нотории», и в «Книге клятв Гонория» (Liber juratus Honorii),  одном из обширнейших и древнейших гримуаров, написанном практически в то же время, что и «Арс Нотория». При этом, если в «Заклятой книге» молитвы и заклинания приведены довольно бессистемно, то «Нотория» представляет как бы «выжимку» из них, выбирая лишь те, что важны для трансформации сознания. Другими словами, если «Liber juratus» (как и Гримуар Гонория») – это «технический» сборник, предназначенный для обращения к нему тех, кто уже понимает, что и зачем он делает, то «Арс Нотория» — это часть учебника, ведущего по пути Великого Делания от самого начала.

«Прологи» «Арс Нотории» — это прямые наследники древней, греко-египетской Традиции «Voces magicae», позже вылившейся в искусство «варварских имен», и являющейся, фактически,  техникой замены Истинных Имен Богов или демонов – эпитетами или девизами.

Именно это искусство чтения (а также – и зашифровывания) имен, эпитетов и девизов, как мы уже упоминали, и составляет одну из задач «Арс Нотории».

Книга говорит, что Царь Соломон «составил эти молитвы с чудесной привилегией божественной помощи», используя особые методы, среди которых, конечно, каббалистические подходы, в том числе — и метод нотарикона.

Как и в «Завещании Соломона», магическое действие инциирует Ангел, в данном случае его называют «Панфилом» («Всеми Любимым»), и, учитывая гематрию этого имени и его особенности, этого Ангела можно уверенно соотнести с Рафаилом христианской традиции. Это и неудивительно, поскольку именно этот Архангел связан со стихией разума, пониманием, над которым и работает «Арс Нотория».

Таким образом, по легенде, сперва Соломон под диктовку Архангела Рафаила написал свой труд  «Книга цветов небесного учения» (Liber Florum Caelestis Doctrinae), на основе которого другой маг – Аполлоний Тианский – и составил «Арс Ноторию».

Изображения, приводимые в книге, это – «заготовки» или «элементы» для составления сигилл, необходимые для понимания основ композиции и принципов построения этих «подписей». Эти изображения также известны из греко-египетских источников, где они также рассматривались как элементы «визуального алфавита» или «charaktêr» — то есть «псевдо-буквы», несущие смысл, но не имеющие фонетических соответствий.

Важным элементом «Арс Нотории» являются упоминания об «Ангеле-Хранителе», который в данном контексте воспринимается не в обыденном смысле, а как как «Авгоэйдос», что можно рассматривать как отсылку к «Ритуалу Абрамелина», описанному примерно в это же время.

Таким образом, молитвы и «прологи» «Арс Нотории» — это важный и эффективный инструмент развития сознания, его перехода от фрагментированного восприятия – к более целостному и разностороннему, а анализ текстов и имен, употребляемых в этой книге, пролагает путь к искусству чтения (и составления) сигилл как семантических структур, что также важно и в практическом, и в мировоззренческом смысле.

И завершим этот очерк нашим переводом одного из «прологов» «Арс нотории»:

«О Вечная и Непостижимая Память! О Неопровержимая Мудрость! О Неизменная Сила! Пусть Твоя десница обнимет мое сердце и ниспошлет святых Ангелов Твоего Вечного Совета; дополни и наполни мой разум Твоей Памятью и благоуханием Твоих елеев; и пусть сладость Твоей Милости усилит и укрепит мое понимание посредством чистого великолепия и светоносности Твоего Святого Духа, так, как святые Ангелы вечно созерцают и восхищаются сиянием Твоего Лика и всеми Твоими святыми и небесными Добродетелями; Мудрость, посредством которой Ты сотворил все вещи; Понимание, посредством которого Ты преобразовал все вещи; Упорство в блаженстве, посредством которого Ты восстановил и утвердил Силы небесные; Любовь, посредством которой Ты восстановил падшее Человечество и вознес его после падения на Небеса; Учение, посредством которого Ты благоволил научить Адама знанию каждой Науки: просвети, восполни, наставь, восстанови, исправь и утончи меня, чтобы я мог быть обновлен в понимании Твоих Заповедей и в получении Наук, которые полезны для моей Души и Тела, и для всех верных верующих во Имя Твое, которое благословенно во веки веков».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *